МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Департамент образования Администрации города Сарова Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования» города Сарова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса начального общего образования на 2024-2025 учебный год Составители: Кварацхелия С.Н. Мичурина Е.Б. Морозова И.В. Пантелеева Т.И. Стрижова Т.В. учителя начальных классов Саров 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию. Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 1 классе начальной школы. Содержание обучения в 1 классе завершатся перечнем универсальных учебных действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность». Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за первый год обучения в начальной школе. В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 1 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. Представлены также способы организации дифференцированного обучения. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 1 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта. Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей: — формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета; — развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся; — развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: — раскрытие роли человека в природе и обществе; — освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе составляет 66 часов (два часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Человек и общество Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха. Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес. Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме. Человек и природа Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода. Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др. ). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах. Правила безопасной жизни Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Познавательные универсальные учебные действия: — сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы; — приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного); — приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде. Работа с информацией: — понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций, видео, таблицы; — соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием. Коммуникативные универсальные учебные действия: — в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно от носиться к разным мнениям; — воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России; — соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному плану; — описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к природным явлениям; — сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются. Регулятивные универсальные учебные действия: — сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов); — оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми, выполнять самооценку; — анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро и газовыми приборами. Совместная деятельность: — соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета "Окружающий мир" в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: — проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; — принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; — применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: — понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; — использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); — приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: — осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: — осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира; — осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: — понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; — на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве); — сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; — объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; — определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; — находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; — выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма 2) Базовые исследовательские действия: — проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; — определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; — формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; — моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. ); — проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: — использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; — согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; — находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; — читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); — соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя); — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: — в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; — признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; — соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; — использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; — находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; — готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: — планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; — выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль: — осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; — находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); — предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. 3) Самооценка: — объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; — оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: — понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); — коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; — выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; — ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: — называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; — воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны; — приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий; — различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); — описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки; — применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными; — проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя; — использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; — оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах; — соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами; — соблюдать правила здорового питания и личной гигиены; — соблюдать правила безопасного поведения пешехода; — соблюдать правила безопасного поведения в природе; — с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы. Тематическое планирование №п/п 1. 2. 3. 4. 5. Название раздела Задавайте вопросы! Что и кто? Как, откуда и куда? Где и когда? Почему и зачем? Всего Количество часов 1 20 11 11 23 66 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование п/п разделов и тем программы Количество часов Дата Виды деятельности изуче все контрол практич ьные еские ния го работы работы Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек и общество. 1.1 Школьные традициии праздники. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность. 1 0 0 Экскурсия по школе, знакомство с помещениями; Обсуждение ситуаций по теме «Правила поведения в классе и в школе»; Практическая работа; устный опрос; тестирование; https://resh.edu.ru/subject/lesson/59 63/start/157361/ uchi.ru 1.2 Одноклассники, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, взаимной помощи. 1 0 0 Обсуждение ситуаций по теме "Кто такой друг?"; Устный опрос; практическая работа по теме "Правила дружбы"; тестирование; https://uchi.ru 1.3 Рабочее место школьника. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха. 2 0 0 Беседа по теме «Как содержать рабочее место в порядке»; Устный опрос; практическая работа; тестирование; https://uchi.ru 1.4 Россия Москва — столица России. Народы России. 2 0 0 Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов Практическая работа; устный опрос; https://resh.edu.ru/subject/lesson /5164/start/273959/ https://resh.edu.ru/subject/lesson /5091/start/118888/ https://resh.edu.ru/subject/lesson (по выбору) на темы «Москва — столица России», «Экскурсия по Москве»; /6071/start/154856/ 1.5 Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. 2 0 1 Экскурсии, целевые прогулки, просмотр иллюстраций, видеофрагментов и других материалов о родном крае, труде людей; Устный опрос; https://yandex.ru/video/preview/176 08152828020750769 1.6 Культурные объекты родного края. Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира. 3 0 0 Рассматривание и Практическая описание изделий работа; устный народных промыслов опрос; родного края и народов России.; https://yandex.ru/video/preview/176 08152828020750769 1.7 Правила поведения в социуме. 1 0 1 Обсуждение по теме: Устный опрос; «Правила поведения в тестирование; учреждениях культуры — в театре; музее; библиотеке»; https://uchi.ru 1.8 Моя семья в прошломи настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. 2 0 1 Работа с иллюстративным материалом: рассматривание фото, репродукций на тему «Семья»; Учебный диалог по теме «Что такое семья» Устный опрос; практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/55 64/start/157330/ 1.9 Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых 1 0 0 Рассказы детей по теме «Как наша семья проводит свободное время» Устный опрос; тестирование; https://uchi.ru 1.10 Домашний адрес. 1 Итого по разделу 16 Раздел 2. Человек и природа. 2.1 Природа и предметы, 4 созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. 0 1 Воспроизводить название своего населённого пункта; домашний адрес. Устный опрос; тестирование; https://uchi.ru 0 0 Учебный диалог по теме «Почему люди должны оберегать и охранять природу»; Обсуждение ситуаций по теме «Правила поведения в природе»; Устный опрос; https://yandex.ru/video/preview/84 12671458653953708 2.2 Неживая и живая природа. 3 0 0 Работа с иллюстративным материалом: «Живая и неживая природа»; Устный опрос; https://resh.edu.ru/subject/lesson/55 31/start/155077/ 2.3 Погода и термометр. Наблюдение за погодой своего края. Сезонные изменения в природе. 4 0 1 Практическая работа по теме «Измеряем температуру»; Устный опрос; практическая работа; https://youtu.be/xspoocEFxxI 2.4 Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведенияв природе. 3 0 0 Обсуждение ситуаций по теме «Правила поведения в природе»; Устный опрос; https://yandex.ru/video/preview/20 31901808546995667 2.5 Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). 2 0 0 2.6 Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. 4 0 0 2.7 Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода. 4 0 0 3 0 0 Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). 5 0 0 2.8 2.9 Работа с Устный опрос; иллюстративным материалом: деление растений на две группы — дикорастущие и культурные; Учебный диалог по Устный опрос; теме «Чем различаются дикорастущие и культурные растения?»; Практическая работа Устный опрос; по теме «Найдите у растений их части»; https://yandex.ru/video/preview/110 84719687936588904 Сравнение внешнего вида деревьев, кустарников, трав; экскурсия; определение названия по внешнему признаку растения; Логическая задача: найди ошибку в иллюстрациях — какое животное попало в эту группу неправильно; играсоревнование по теме; например; Устный опрос; https://resh.edu.ru/subject/lesson/55 32/start/156826/ Устный опрос; тестирование; https://uchi.ru https://yandex.ru/video/preview/92 11007799212133829 https://yandex.ru/video/preview/110 84719687936588904 «Кто больше назовёт насекомых (птиц; зверей…)»; Наблюдения за Устный опрос; поведением животных в естественных условиях: повадки птиц; движения зверей; условия обитаний насекомых (вовремя экскурсий; целевых прогулок; просмотра видеоматериалов); 2.10 Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). 3 0 0 2.11 Забота о домашних питомцах. 2 0 1 Рассказы детей по теме Устный опрос; практическая «Мой домашний работа; питомец»; https://yandex.ru/video/preview/66 9278771472218762 Беседа по теме; например; «Что такое режим дня»: обсуждение режима дня первоклассника .Рассказ учителя: «Что такое правильное питание»; Составление памятки по безопасному применению газовых https://resh.edu.ru/subject/lesson/57 36/start/168916/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/37 08/start/223682/ Итого по разделу 37 Раздел 3. Правила безопасной жизни. 3.1. Необходимость соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. 2 0 1 3.2. Правила безопасности в быту: пользование 2 0 1 Устный опрос; практическая работа "Правила здорового питания"; Практическая https://resh.edu.ru/subject/lesson/40 62/start/81552/ работа (при наличии условий) бытовыми электроприборами, газовыми плитами. бытовых электроприборов и оборудования; 3.3. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). 2 0 3.4. Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет. Итого по разделу Резервное время 1 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 7 6 66 0 10 в кабинете технологии: «Правила пользования газовой и электроплитой»; Практическая работа; Составление памятки по теме «Телефоны экстренных служб». Дидактическая игра по теме «Правила поведения на улицах и дорогах; дорожные знаки»; Формировать умение Устный опрос; анализировать факты тестирование; при работе с ресурсами сети Интернет; https://resh.edu.ru/subject/lesson/40 62/start/81552/ https://yandex.ru/video/preview/105 63354142526510568 uchi.ru УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс /Плешаков А.А. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; 2023 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ методическое пособие УМК "Школа России" ,1класс автор Плешаков А.А. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/subject/43/1/ https://uchi.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Учебные плакаты, мультимедийный компьютер ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ термометр, гербарий, компас, микроскоп Итоговая работа по окружающему миру за 1 класс ( 51балл ) 1. Рассмотри рисунки. Зелёным карандашом подчеркни предметы живой природы, синим – предметы неживой природы. ( 6 баллов ) 2. Соотнеси стрелками, что из чего сделано. ( 4 балла ) каша стол платье сок дерево яблоко хлопок овёс 3. Назови одним словом. ( 6 баллов ) Картофель, огурцы, репа, морковь _________________________________ Собака, кошка, корова, лошадь _________________________________ Троллейбус, трамвай, автобус, маршрутное такси ____________________ 4. Укажи, из какой части растения бабушка достанет семена для посадки на следующий год? ( 1 балл ) - из стебля - из цветка - из плода 5. Соедини рисунок с его названием. ( 5 баллов ) дуб каштан берёза клён рябина 6. Нарисуй плод дуба. ( 2 балла ) 7. Дети изображали насекомых. Отметь, сколько ног они должны нарисовать каждому насекомому? ( 1 балл ) - четыре ноги; - шесть ног; - восемь ног; 8. Выбери правильный ответ. На вопрос, чем рыбы отличаются от других животных, дети отвечали так: ( 1 балл ) - Рыбы умеют плавать. - У рыб есть чешуя. - Рыбы могут дышать под водой. 9. Рыбаки должны поймать камбалу, треску и сельдь. На какой водоём они пойдут? ( 1 балл ) - на реку; - на море; - на пруд; 10. Обведи ответ. ( 2 балла ) Кто не является птицей? 11. Чем звери отличаются от других животных? (1 балл) - они больше; - они умеют хорошо бегать; - их тело покрыто шерстью; 12. Чтобы изобразить модель Земли, нужно выбрать заготовку в форме:(1б.) - круга; - шара; - овала; 13. Найди ошибочное утверждение: (1балл) - река впадает в другую реку; - река может впадать в море; - река может впадать в ручей; 14. Укажи, какого цвета снег: (1 балл) - бесцветный; - белый; - голубой; 15. Какое слово подходит для описания снега? (1 балл) - твёрдый; - хрупкий; - рыхлый; 16. Определи правильную цепочку: (1 балл) - Настоящее – Прошлое – Будущее; - Прошлое - Настоящее – Будущее; - Будущее – Настоящее – Прошлое; 17. Каким небесным телом является Солнце? (1 балл) - планета; - звезда; - созвездие; 18. Вокруг чего движется Луна? (1 балл) - вокруг Солнца; - вокруг Земли; - вокруг Марса; 19. Выбери, как называются учёные, которые занимаются вопросами охраны окружающего мира? (1 балл) - биологи; - экологи; - зоологи; 20. Раскрась шаблон в порядке расположения цветов радуги. ( 7 баллов ) 21. Запиши по порядку названия весенних месяцев. ( 6 баллов ) 1.__________________ 2.__________________ 3. __________________ Критерии оценивания заданий в итоговой контрольной работе по окружающему миру за 1 класс. 1.Всего - 6 баллов: по 1 баллу за каждый верный ответ 2.Всего – 4 балла: по 1б за каждый верный ответ 3.Всего- 6 баллов: по 2 балла за каждый верный ответ 4.Всего-1 балл: 1 балл 5.Всего- 5 баллов: по 1 баллу за каждый верный ответ 6.Всего -2 балла: 2 балла за верный ответ. 7.Всего- 1 балл: 1 балл за верный ответ. 8.Всего- 1 балл : 1 балл 9. Всего- 1 балл : 1балл 10. Всего- 2 балла: 2 балла 11. Всего -1 балл: 1 балл 12. Всего- 1 балл: 1 балл 13. Всего -1 балл: 1 балл 14. Всего- 1 балл: 1 балл 15. Всего- 1 балл: 1 балл 16. Всего- 1 балл: 1 балл 17. Всего- 1 балл: 1 балл 18. Всего- 1 балл: 1 балл 19. Всего- 1 балл: 1 балл 20.Всего- 7 баллов: по 1 баллу за каждый верный ответ 21. Всего- 6 баллов : по 2 балла за каждый верный ответ Итого: 51 балл 100%-95% - справился на отлично 94%-75% - справился хорошо 74%-51% - справился удовлетворительно 50% и ниже – не справился