Окружающий мир

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Департамент образования Администрации города Сарова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования» города Сарова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Окружающий мир»

для 1 класса начального общего образования
на 2024-2025 учебный год

Составители:
Кварацхелия С.Н.
Мичурина Е.Б.
Морозова И.В.
Пантелеева Т.И.
Стрижова Т.В.
учителя начальных классов

Саров 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 1 классе
начальной школы. Содержание обучения в 1 классе завершатся перечнем универсальных учебных
действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно
формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных
особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень
формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения
только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на
интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление
терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность
вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их
перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за первый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания
обучения 1 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 1 класса начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а
также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения,
опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к
истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового

культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии
с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей
всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности
предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса
«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и
познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе составляет 66
часов (два часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья,
взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная
деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное
размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила
безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии.
Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы
России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села),
региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила
поведения в социуме.
Человек и природа
Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные
материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа.
Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды)
по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила
нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание).
Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние,
краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.

Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др. ). Домашние и
дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизни
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены.
Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная
разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях
контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные универсальные учебные действия:
— сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой
природе от состояния неживой природы;
— приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы,
птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного);
— приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия
во внешнем виде.
Работа с информацией:
— понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций,
видео, таблицы;
— соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы
участников; уважительно от носиться к разным мнениям;
— воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы;
воспроизводить наизусть слова гимна России;
— соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ,
описывать предмет по предложенному плану;
— описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к
природным явлениям;
— сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни
(выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования
бытовых электроприборов);
— оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми,
выполнять самооценку;
— анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации
учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро и
газовыми приборами.

Совместная деятельность:
— соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо
распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя
устранять возникающие конфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 1 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа

жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в
пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам,
проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;

— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др. );

— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание)
и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и

явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
при необходимости (с небольшой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
— называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей
семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и
традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
— воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
— приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников,
традиций и ценностей своей семьи, профессий;

— различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные
материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных
(насекомые, рыбы, птицы, звери);
— описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие
и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года;
деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
выделять их наиболее существенные признаки;
— применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
— проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные
наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в
том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством
учителя;
— использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
— оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе;
правила поведения в быту, в общественных местах;
— соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и
опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
— соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
— соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
— соблюдать правила безопасного поведения в природе;
— с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и
электронными ресурсами школы.

Тематическое планирование
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Название раздела
Задавайте вопросы!
Что и кто?
Как, откуда и куда?
Где и когда?
Почему и зачем?
Всего

Количество часов
1
20
11
11
23
66

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Наименование
п/п разделов и тем
программы

Количество часов
Дата Виды деятельности
изуче
все контрол практич
ьные
еские ния
го
работы работы

Виды, формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Человек и общество.
1.1

Школьные традициии
праздники.
Классный,
школьный
коллектив,
совместная
деятельность.

1

0

0

Экскурсия по школе,
знакомство с
помещениями;
Обсуждение ситуаций
по теме
«Правила
поведения в классе
и в школе»;

Практическая
работа; устный
опрос;
тестирование;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/59
63/start/157361/ uchi.ru

1.2

Одноклассники,
взаимоотношения
между ними;
ценность дружбы,
взаимной помощи.

1

0

0

Обсуждение
ситуаций по теме
"Кто такой друг?";

Устный опрос;
практическая
работа по теме
"Правила
дружбы";
тестирование;

https://uchi.ru

1.3

Рабочее место
школьника. Правила
безопасной работы на
учебном месте, режим
труда и отдыха.

2

0

0

Беседа по теме
«Как содержать
рабочее место в
порядке»;

Устный опрос;
практическая
работа;
тестирование;

https://uchi.ru

1.4

Россия Москва —
столица России.
Народы России.

2

0

0

Просмотр и
обсуждение
иллюстраций,
видеофрагментов и
других материалов

Практическая
работа; устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson
/5164/start/273959/
https://resh.edu.ru/subject/lesson
/5091/start/118888/
https://resh.edu.ru/subject/lesson

(по выбору) на темы
«Москва — столица
России»,
«Экскурсия по
Москве»;

/6071/start/154856/

1.5

Первоначальные
сведения о родном
крае. Название своего
населённого
пункта
(города,
села),
региона.

2

0

1

Экскурсии, целевые
прогулки, просмотр
иллюстраций,
видеофрагментов и
других материалов о
родном крае, труде
людей;

Устный опрос;

https://yandex.ru/video/preview/176
08152828020750769

1.6

Культурные объекты
родного края. Труд
людей. Ценность и
красота рукотворного
мира.

3

0

0

Рассматривание
и Практическая
описание
изделий работа; устный
народных промыслов опрос;
родного края и народов
России.;

https://yandex.ru/video/preview/176
08152828020750769

1.7

Правила поведения в
социуме.

1

0

1

Обсуждение по теме:
Устный опрос;
«Правила поведения в тестирование;
учреждениях культуры
— в театре; музее;
библиотеке»;

https://uchi.ru

1.8

Моя семья в прошломи
настоящем. Имена и
фамилии членов семьи,
их профессии.

2

0

1

Работа с
иллюстративным
материалом:
рассматривание фото,
репродукций на тему
«Семья»; Учебный
диалог по теме «Что
такое семья»

Устный опрос;
практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/55
64/start/157330/

1.9

Взаимоотношения и
взаимопомощь в семье.
Совместный труд и отдых

1

0

0

Рассказы детей по теме
«Как наша семья
проводит свободное
время»

Устный опрос;
тестирование;

https://uchi.ru

1.10 Домашний адрес.

1

Итого по разделу
16
Раздел 2. Человек и природа.
2.1 Природа и предметы,
4
созданные человеком.
Природные материалы.
Бережное отношение к
предметам, вещам, уход
за ними.

0

1

Воспроизводить
название своего
населённого пункта;
домашний адрес.

Устный опрос;
тестирование;

https://uchi.ru

0

0

Учебный диалог по
теме «Почему люди
должны оберегать и
охранять природу»;
Обсуждение
ситуаций по теме
«Правила поведения
в природе»;

Устный опрос;

https://yandex.ru/video/preview/84
12671458653953708

2.2

Неживая и живая
природа.

3

0

0

Работа с
иллюстративным
материалом:
«Живая и неживая
природа»;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/55
31/start/155077/

2.3

Погода и термометр.
Наблюдение за погодой
своего края. Сезонные
изменения в природе.

4

0

1

Практическая работа
по теме
«Измеряем
температуру»;

Устный опрос;
практическая
работа;

https://youtu.be/xspoocEFxxI

2.4

Взаимосвязи между
человеком и природой.
Правила нравственного
и
безопасного поведенияв
природе.

3

0

0

Обсуждение ситуаций
по теме
«Правила поведения в
природе»;

Устный опрос;

https://yandex.ru/video/preview/20
31901808546995667

2.5

Растения ближайшего
окружения (узнавание,
называние, краткое
описание).

2

0

0

2.6

Лиственные и хвойные
растения.
Дикорастущие и
культурные растения.

4

0

0

2.7

Части растения
(называние, краткая
характеристика
значения для жизни
растения): корень,
стебель, лист, цветок,
плод, семя.
Комнатные растения,
правила содержания и
ухода.

4

0

0

3

0

0

Разные группы
животных (звери,
насекомые, птицы,
рыбы и др.).

5

0

0

2.8

2.9

Работа с
Устный опрос;
иллюстративным
материалом: деление
растений на две группы
— дикорастущие и
культурные;
Учебный диалог по
Устный опрос;
теме «Чем
различаются
дикорастущие и
культурные
растения?»;
Практическая работа
Устный опрос;
по теме
«Найдите у растений
их части»;

https://yandex.ru/video/preview/110
84719687936588904

Сравнение внешнего
вида деревьев,
кустарников, трав;
экскурсия;
определение названия
по внешнему признаку
растения;
Логическая задача:
найди ошибку в
иллюстрациях —
какое животное
попало в эту группу
неправильно; играсоревнование по
теме; например;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/55
32/start/156826/

Устный опрос;
тестирование;

https://uchi.ru

https://yandex.ru/video/preview/92
11007799212133829

https://yandex.ru/video/preview/110
84719687936588904

«Кто больше
назовёт насекомых
(птиц;
зверей…)»;
Наблюдения за
Устный опрос;
поведением животных
в естественных
условиях: повадки
птиц;
движения зверей;
условия обитаний
насекомых (вовремя
экскурсий;
целевых прогулок;
просмотра
видеоматериалов);

2.10 Домашние и
дикие животные
(различия в
условиях жизни).

3

0

0

2.11 Забота о домашних
питомцах.

2

0

1

Рассказы детей по теме Устный опрос;
практическая
«Мой домашний
работа;
питомец»;

https://yandex.ru/video/preview/66
9278771472218762

Беседа по теме;
например;
«Что такое режим
дня»: обсуждение
режима дня
первоклассника
.Рассказ учителя: «Что
такое правильное
питание»;
Составление памятки
по безопасному
применению газовых

https://resh.edu.ru/subject/lesson/57
36/start/168916/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/37
08/start/223682/

Итого по разделу
37
Раздел 3. Правила безопасной жизни.
3.1. Необходимость
соблюдения режима
дня, правил здорового
питания и личной
гигиены.

2

0

1

3.2. Правила безопасности в
быту: пользование

2

0

1

Устный опрос;
практическая
работа "Правила
здорового
питания";

Практическая
https://resh.edu.ru/subject/lesson/40
62/start/81552/
работа (при
наличии условий)

бытовыми электроприборами, газовыми
плитами.

бытовых
электроприборов и
оборудования;

3.3. Дорога от дома до
школы. Правила
безопасного поведения
пешехода (дорожные
знаки, дорожная
разметка, дорожные
сигналы).

2

0

3.4. Безопасность в сети
Интернет (электронный
дневник и электронные
ресурсы школы) в
условиях
контролируемого
доступа в Интернет.
Итого по разделу
Резервное время

1

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

1

7
6
66

0

10

в кабинете
технологии:
«Правила
пользования
газовой и
электроплитой»;
Практическая
работа;

Составление памятки
по теме «Телефоны
экстренных служб».
Дидактическая игра
по теме «Правила
поведения на улицах и
дорогах;
дорожные знаки»;
Формировать умение
Устный опрос;
анализировать факты
тестирование;
при работе с
ресурсами сети
Интернет;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/40
62/start/81552/

https://yandex.ru/video/preview/105
63354142526510568 uchi.ru

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс /Плешаков А.А. Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»; 2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
методическое пособие УМК "Школа России" ,1класс автор Плешаков А.А.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/43/1/
https://uchi.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учебные плакаты, мультимедийный компьютер
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
термометр, гербарий, компас, микроскоп

Итоговая работа по окружающему миру за 1 класс

( 51балл )

1. Рассмотри рисунки. Зелёным карандашом подчеркни предметы живой природы,
синим – предметы неживой природы. ( 6 баллов )

2. Соотнеси стрелками, что из чего сделано. ( 4 балла )
каша
стол
платье
сок

дерево
яблоко
хлопок
овёс

3. Назови одним словом.

( 6 баллов )

Картофель, огурцы, репа, морковь _________________________________
Собака, кошка, корова, лошадь
_________________________________
Троллейбус, трамвай, автобус, маршрутное такси ____________________
4. Укажи, из какой части растения бабушка достанет семена для посадки на
следующий год? ( 1 балл )
- из стебля
- из цветка
- из плода
5. Соедини рисунок с его названием. ( 5 баллов )

дуб
каштан
берёза

клён

рябина

6. Нарисуй плод дуба. ( 2 балла )

7. Дети изображали насекомых. Отметь, сколько ног они должны нарисовать
каждому насекомому? ( 1 балл )
- четыре ноги;
- шесть ног;
- восемь ног;
8. Выбери правильный ответ. На вопрос, чем рыбы отличаются от других животных,
дети отвечали так: ( 1 балл )
- Рыбы умеют плавать.
- У рыб есть чешуя.
- Рыбы могут дышать под водой.
9. Рыбаки должны поймать камбалу, треску и сельдь. На какой водоём они пойдут?
( 1 балл )
- на реку;
- на море;
- на пруд;
10. Обведи ответ. ( 2 балла )
Кто не является птицей?

11. Чем звери отличаются от других животных? (1 балл)

- они больше;
- они умеют хорошо бегать;
- их тело покрыто шерстью;

12. Чтобы изобразить модель Земли, нужно выбрать заготовку в форме:(1б.)
- круга;
- шара;
- овала;
13. Найди ошибочное утверждение: (1балл)
- река впадает в другую реку;
- река может впадать в море;
- река может впадать в ручей;
14. Укажи, какого цвета снег: (1 балл)
- бесцветный;
- белый;
- голубой;
15. Какое слово подходит для описания снега? (1 балл)
- твёрдый;
- хрупкий;
- рыхлый;
16. Определи правильную цепочку: (1 балл)
- Настоящее – Прошлое – Будущее;
- Прошлое - Настоящее – Будущее;
- Будущее – Настоящее – Прошлое;
17. Каким небесным телом является Солнце? (1 балл)
- планета;
- звезда;
- созвездие;
18. Вокруг чего движется Луна? (1 балл)

- вокруг Солнца;
- вокруг Земли;
- вокруг Марса;

19. Выбери, как называются учёные, которые занимаются вопросами охраны
окружающего мира? (1 балл)
- биологи;
- экологи;
- зоологи;

20. Раскрась шаблон в порядке расположения цветов радуги. ( 7 баллов )

21. Запиши по порядку названия весенних месяцев. ( 6 баллов )
1.__________________
2.__________________
3. __________________

Критерии оценивания заданий в итоговой контрольной работе по окружающему
миру за 1 класс.
1.Всего - 6 баллов: по 1 баллу за каждый верный ответ
2.Всего – 4 балла: по 1б за каждый верный ответ
3.Всего- 6 баллов: по 2 балла за каждый верный ответ
4.Всего-1 балл:
1 балл
5.Всего- 5 баллов: по 1 баллу за каждый верный ответ
6.Всего -2 балла: 2 балла за верный ответ.
7.Всего- 1 балл: 1 балл за верный ответ.
8.Всего- 1 балл : 1 балл
9. Всего- 1 балл : 1балл
10. Всего- 2 балла: 2 балла
11. Всего -1 балл: 1 балл
12. Всего- 1 балл: 1 балл
13. Всего -1 балл: 1 балл
14. Всего- 1 балл: 1 балл
15. Всего- 1 балл: 1 балл
16. Всего- 1 балл: 1 балл
17. Всего- 1 балл: 1 балл
18. Всего- 1 балл: 1 балл
19. Всего- 1 балл: 1 балл
20.Всего- 7 баллов: по 1 баллу за каждый верный ответ
21. Всего- 6 баллов : по 2 балла за каждый верный ответ
Итого: 51 балл
100%-95% - справился на отлично
94%-75% - справился хорошо
74%-51% - справился удовлетворительно
50% и ниже – не справился


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».