МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Департамент образования Администрации города Сарова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования» города Сарова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»
для 4 класса начального общего образования
на 2024-2025 учебный год
Составители:
Кварацхелия С.Н.
Мичурина Е.Б.
Морозова И.В.
Пантелеева Т.И.
Стрижова Т.В.
учителя начальных классов
Саров 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 4 классов на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
программы начального общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на
целевые приори теты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
В соответствии с частями 5 и 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53,
ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541), частью 3 статьи 4 Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 403-ФЗ "О
внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные
законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2019, N 49, ст. 6962), подпунктом 4.2.8(1) пункта 4 Положения о Министерстве просвещения
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28
июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343; 2020, N 11,
ст. 1547), учебники из числа учебников, входивших в федеральный перечень учебников,
рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и
включенных в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая
2020 г. N 254 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2020 г.,
регистрационный N 59808), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. N 766 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 2 марта 2021г., регистрационный N 62645) (далее - федеральный перечень
учебников, утвержденный приказом N 254), и включенные в федеральный перечень учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденный
пунктом
1
настоящего
приказа, используются до 25 сентября 2025 года.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его
изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как
средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию
из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык»
обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших
школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская,
общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка,
богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной
социализации младшего школьника. Русский
язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное
и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности,
является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций,
истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного
самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для
человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе
правил и норм поведения, в том числе
речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления
национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми
личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению
русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
Достижение этих личностных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на
протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения
является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать
первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм
русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и
письменной речи младших
школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой
деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка,
речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по
совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом
«Литературноечтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 4 классе — 170 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего
школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных
действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а
также будут востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных
духовно нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации; пони мание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устнойи письменной речи как показателя общей культуры человека;
— овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского литературного
языка: аудированием,говорением, чтением, письмом;
— овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка:
фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах
языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой
деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
— развитие
функциональной
грамотности,
готовности
к
успешному
взаимодействию сизменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания
языка:наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование,
проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным
параметрам.Звукобуквенный разбор слова.
Орфоэпия
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и
сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского
литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного
произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов,
антонимов, устаревших слов (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи
фразеологизмов (простыеслучаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания,
корня, приставки, суффикса (повторение изученного). Основа слова. Состав неизменяемых слов
(ознакомление). Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи
(ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные. Имя существительное. Склонение имён
существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ье типа
ожерелье во множественном числе); собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий; имена
суще ствительные 1, 2, 3-го склонения (повторение изученного). Не склоняемые имена
существительные (ознакомление). Имя прилагательное. Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имён
прилагательных во множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1-го и 3-го лица
единственного и множественного числа; склонение личных местоимений. Глагол. Изменение
глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение) І и ІІ спряжение
глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов. Наречие (общее представление).
Значение, вопросы, употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но впростых и сложных предложениях. Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды
предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды
предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между
словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые
и нераспространённые предложения (повторение изученного). Предложения с однородными
членами:
без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с
однородными членами. Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как
осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы
решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при
проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом
орфографическом материале). Использование орфографического словаря для определения
(уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
— безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, ий,
-ие, -ия, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);
— безударные падежные окончания имён прилагательных;
— мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа;
— наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
— безударные личные окончания глаголов;
— знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а,
но ибез союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение). Знаки
препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и
письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и др.); диалог; монолог;
отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование текстов (заданных и
собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ
текста).
Сочинение как вид письменной работы. Изучающее, ознакомительное чтение. Поиск
информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе
информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте
информации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучениерусского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание
ролирусского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том
числечерез обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров изхудожественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности,уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения
и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных
произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный ичитательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с
использованиемадекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
моральноговреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разнымвидам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том
числе вискусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и
самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни
в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации впроцессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого
этикета и правилобщения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам
из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям,возникающий при обсуждении примеров из художественных
произведений; экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной
научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельностьв познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка,
активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося
будутсформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность,
грамматический признак,лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей
речи,предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенногоучителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при
работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основепредложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом,делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта,
речевойситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий
(наоснове предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование,выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового
материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
илисходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемойинформации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию впредложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основаниипредложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, осинонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию всоответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями иусловиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги идискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствиис речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, орезультатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению,характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находитьорфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективнооценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия вколлективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению:распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельноразрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
— осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации,
осознаватьязык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа;
— объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского языка
какгосударственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
— осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;
— проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в
учебникеалгоритмом);
— подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
— выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова
поконтексту;
— проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять
схемусостава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
— устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного)
покомплексу освоенных грамматических признаков;
— определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число,
падеж;проводить разбор имени существительного как части речи;
— определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном
числе),число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;
— устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические
признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в
прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем
временипо лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи;
— определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо,
число,род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); использовать личные
местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
— различать предложение, словосочетание и слово;
— классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— различать распространённые и нераспространённые предложения;
— распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с
однороднымичленами; использовать предложения с однородными членами в речи;
— разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух
простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без на
зывания терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные
предложения безназывания терминов);
— производить синтаксический разбор простого предложения;
— находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
— применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и
согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные
оконча ния имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, а также
кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания
имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица
единственного
числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные
окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами,
соединённымисоюзами и, а, но и без союзов;
— правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
— писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных
правилправописания;
— находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные
правила,описки;
— осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение);
выбиратьадекватные языковые средства в ситуации общения;
— строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4—6 предложений),
соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого
взаимодействия;
— создавать небольшие устные и письменные тексты (3— 5 предложений) для
конкретнойситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки,
объявления и др.);
— определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с
опорой натему или основную мысль;
— корректировать порядок предложений и частей текста;
— составлять план к заданным текстам;
— осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
— осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
— писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
— осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, поиск информации; формулировать
устнои письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; ин
терпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;
— объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;
— уточнять значение слова с помощью толкового словаря (на бумажном и
электронномносителе), в Интернете в условиях контролируемого входа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Дата
изучения
всего контрольные
работы
практические
работы
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Сведения о русском языке
1.1.
Русский язык как язык межнационального общения.
1
0
0
Учебный диалог «Почему
каждому; народу важно
сохранять свой язык?;
Как общаться разным
народам;
;
проживающим в одной
стране?»; в ходе;
диалога формулируются
суждения о;
многообразии языкового
пространства; России и о
значении русского языка
как; языка
межнационального
общения;;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
1.2.
Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический
эксперимент, мини-исследование, проект
0
0
0
Работа в парах: придумать
ситуацию; использования
русского языка как; языка
межнационального
общения;;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru
/https://uchi.ru/
Итого по разделу:
1
Раздел 2. Фонетика и графика
2.1.
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным
параметрам.
1
0
0
Работа в парах: устная
характеристика; звуков
по заданным
признакам;;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru
/
2.2.
Звуко-буквенный разбор слова
1
0
1
Совместный анализ
предложенного;
алгоритма
звукобуквенного разбора;;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
Итого по разделу:
2
3.1.
3.2.
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов,
антонимов, устаревших слов (простые случаи).
2
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи)
3
Итого по разделу:
0
0
0
0
Устный опрос;
Комментированное
Письменный
выполнение; задания:
контроль;
выбор из ряда
синонимов; слова;
которое подходит для;
заполнения пропуска в
предложении; текста;
объяснение своего выбора;
Работа в группах: работа
с; дидактическим текстом;
анализ; уместности
использования слов в;
предложениях;
нахождение случаев;
неудачного выбора слова;
;
корректировка
обнаруженных ошибок;
(выбор наиболее точного
синонима);
;
https://resh.edu.ru
Работа с рисунками:
соотнесение; рисунков с
соответствующими им;
фразеологизмами; Работа
в парах: соотнесение;
фразеологизмов и их
значений. Работа; в
группах: поиск в текстах;
фразеологизмов;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru
Учебный диалог «Что мы
помним о; частях
слова?»; в ходе диалога
даётся; устная
характеристика частей
слова по; заданным
признакам
(значение; способ;
выделения; способ
обозначения);;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
/https://uchi.ru/
/https://uchi.ru
/
5
Раздел 4. Состав слова (морфемика)
4.1.
Повторение: состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
1
0
0
https://uchi.ru/
4.2.
4.3.
Основа слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление)
Итого по разделу:
2
2
0
0
0
1
Упражнение: проведение
по; предложенному
алгоритму разбора;
слова по составу;
;
Устный опрос;
Проверочная работа с
последующим
самоанализом, отработка
умений корректировать
свои действия для
преодоления ошибок в
разборе слов по составу;
Работа в парах: поиск
ошибок в разборе; слова
по составу;;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
"Оценочного
листа";
https://resh.edu.ru/
Работа с таблицей «Части
речи»; анализ;
содержания таблицы;
установление; основания
для сравнения слов;
;
относящихся к разным
частям речи;
Упражнение: группировка
слов на; основании того;
какой частью речи они;
являются;
Дифференцированное
задание:;
классификация частей
речи по; признаку
(самостоятельные и;
служебные части речи);;
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
5
Раздел 5. Морфология
5.1.
Части речи самостоятельные и служебные.
4
0
0
https://uchi.ru/
5.2.
Имя существительное. Повторение: склонение имён существительных; имена
существительные 1, 2, 3-го склонения.
8
0
1
Работа в группах:
нахождение; основания
для группировки слов (в;
качестве основания для
группировки; могут быть
использованы различные;
признаки; например: по
частям речи; для имён
существительных
— по; родам; числам;
склонениям; для;
глаголов — по вопросам;
временам;
;
спряжениям);
Практическая работа:
определение;
грамматических признаков
имён;
существительных;
Упражнение: соотнесение
слов и; наборов их
грамматических;
характеристик;;
5.3.
Несклоняемые имена существительные (ознакомление).
2
0
0
Дифференцированное
задание:;
нахождение в ряду имён;
существительных
лишнего имени;
существительного — не
имеющего;
какого-то из тех
грамматических;
признаков; которыми
обладают; остальные
слова в группе;
Устный опрос;
Практическая
работа;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
Устный опрос;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
5.4.
5.5.
5.6.
Имя прилагательное. Повторение: зависимость формы имени прилагательного от формы
имени существительного.
4
Склонение имён прилагательных во множественном числе.
4
Местоимение. Личные местоимения. Повторение: личные местоимения 1-го и 3-го лица
единственного и множественного числа; склонение личных местоимений.
4
0
0
0
1
0
0
Практическая работа:
определение;
грамматических
признаков имён;
прилагательных;
Комментированное
выполнение; задания по
соотнесению формы
имени; прилагательного с
формой имени;
существительного;
;
Устный опрос;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
Работа в группах: анализ;
дидактического текста;
поиск ошибок; на
согласование имён
существительных; и имён
прилагательных;
исправление; найденных
ошибок;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
Устный опрос;
Дифференцированное
задание: поиск; ошибок
в проведении разбора
слова как; части речи;
Практическая работа:
соотнесение; понятия
(склонение;
спряжение;
;
неопределённая форма и т.
д.) с его;
краткой характеристикой;
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
5.7.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).
І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов.
8
1
0
Практическая работа:
определение;
грамматических признаков
глаголов;
Комментированное
выполнение; задания:
соотнесение глаголов
и их; грамматических
характеристик; Работа
в группах:
объединение; глаголов
в группы по
определённому;
признаку (например;
время;
;
спряжение);
Моделирование в
процессе; коллективной
работы алгоритма;
определения спряжения
глаголов с; безударными
личными окончаниями;
;
следование данному
алгоритму при;
определении спряжения
глагола;
Совместное выполнение
задания:; анализ текста на
наличие в нём; глаголов;
грамматические;
характеристики которых
даны;
Работа с таблицей;
обобщающей;
результаты работы с
грамматическими;
характеристиками
глаголов: чтение;
таблицы; дополнение
примерами;;
5.8.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.
4
0
0
Наблюдение за
наречиями:;
установление значения и
особенностей;
употребления наречий в
речи;
;
Письменный
контроль;
Диктант;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
5.9.
Предлог. Повторение: отличие предлогов от приставок.
5.10. Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
5.11. Частица не, её значение (повторение)
Итого по разделу:
2
2
1
0
0
0
1
0
0
Дифференцированное
задание: поиск; ошибок
в проведении разбора
слова как; части речи;;
Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
"Оценочного
листа";
https://resh.edu.ru/
Практическая работа:
соотнесение; понятия
(склонение;
спряжение;
;
неопределённая форма и
т. д.) с его; краткой
характеристикой;;
Устный опрос;
практическая
работа;
https://resh.edu.ru/
Дифференцированное
задание:;
классификация частей
речи по; признаку
(самостоятельные и;
служебные части речи);
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
Работа с таблицей: по
горизонтали в; строках
вид по
эмоциональной окраске;
;
по вертикали в столбцах
вид по цели;
высказывания; подбор
примеров для; ячеек
таблицы;
Устный; опрос;
Письменный;
контроль;
Контрольное
списывание;
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
43
Раздел 6. Синтаксис
6.1.
Повторение: слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и
различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и
побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и
невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи
смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения
7
0
1
https://uchi.ru/
6.2.
6.3.
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и.
Интонация перечисления в предложениях с однородными членами
5
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения:
сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния
терминов)
4
Итого по разделу:
0
Устный опрос;
0
Совместный анализ
алгоритма;
синтаксического разбора
предложений;
;
отработка проведения
разбора по;
предложенному
алгоритму;
Практическая работа:
соотнесение; изученных
понятий (однородные
члены; предложения;
сложное предложение) с;
примерами;
0
0
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
Наблюдение за
различиями простых и
сложных предложений;
;
Упражнение:
группировка;
предложений по
определённому;
признаку;;
Диктант;
Моделирование
алгоритмов;
применения изучаемых в
данном классе;
орфографических правил;
следование;
составленным
алгоритмам;;
Устный опрос;
письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
16
Раздел 7. Орфография и пунктуация
7.1.
Повторение правил правописания, изученных в 1—3 классах
10
0
0
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
7.2.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
15
1
0
Упражнение
на
развитие
контроля:;
установление
при
работе с;
дидактическим текстом
соответствия;
написанияслов
орфографическим;
нормам; нахождение
орфографических;
ошибок;
Работа в группах:
нахождение ошибок;
наприменение способа
проверки;
орфограммы;ошибок в
объяснении; выбора
буквы на месте
орфограммы; Работа в
парах:
группировка слов
по; месту
орфограммы;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/
Письменный
https://uchi.ru/
контроль;диктант;
7.3.
7.4.
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
6
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных
на -мя, -ий,
-ие, -ия, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного
числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с
однороднымичленами, соединёнными союзами и, а, но, и без союзов.
13
0
1
1
0
Проблемная ситуация;
требующая;
использования
дополнительных;
источников информации:
уточнение; написания
слов по
орфографическому;
словарю (в том числе на
электронном; носителе);
Проектное задание:
создание; собственных
текстов с максимальным;
количеством включённых
в них; словарных слов;
Проектное задание:
составление; собственных
текстов диктантов на;
заданную орфограмму
или набор; орфограмм;
Самоконтроль
правильности записи;
текста; нахождение
неправильно; записанных
слов и исправление;
собственных ошибок;
;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
"Оценочного
листа";
https://resh.edu.ru
Упражнение на развитие
контроля: установление
при работе с
дидактическим текстом
соответствия написания
слов орфографическим
нормам, нахождение
орфографических ошибок;
Работа в группах:
группировка слов;
;
написание которых можно
объяснить; изученными
правилами; и слов;
;
написание которых
изученными; правилами
объяснить нельзя;
;
Устный опрос;
письменный
контроль;
диктант;
https://resh.edu.ru
/https://uchi.ru/
/https://uchi.ru/
7.5.
7.6.
Наблюдение за знаками препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых.
Наблюдение за знаками препинания в предложении с прямой речью после слов автора
3
3
0
0
0
Моделирование
предложений;
;
включающих слова с
непроверяемыми;
орфограммами;;
https://resh.edu.ru
/https://uchi.ru/
Устный опрос;
письменный
контроль;
самооценка с
использованием
"Оценочного
листа";
https://resh.edu.ru/
Практическая работа:
выбор; соответствующего
заданной ситуации; жанра
и написание письма;
;
поздравительной
открытки; записки;;
Практическая
работа;
письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
Работа в парах: анализ
дидактического; текста и
нахождение в нём
смысловых; ошибок;
Творческие задания:
создавать устные; и
письменные тексты
разных типов;
(описание;
рассуждение;
;
повествование);
;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
0
Оценивание собственного
результата; выполнения
орфографической задачи;
;
корректировка с помощью
учителя; своих действий
для преодоления; ошибок
при списывании текстов
и; записи под диктовку;;
Итого по разделу:
Устный опрос;
https://uchi.ru/
50
Раздел 8. Развитие речи
8.1.
8.2.
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и
письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и др.); диалог;
монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке.
7
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности,
богатства и выразительности письменной речи.
4
0
0
2
4
https://uchi.ru/
/https://uchi.ru/
8.3.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ
текста).
6
0
6
Резервное время
18
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
170
4
30
9
0
9
8.4.
8.5.
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее, ознакомительное чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде.
2
0
2
Анализ собственных
действий при;
работе над изложениями
и; сочинениями;
соотнесение своих;
действий с
предложенными;
алгоритмами;
Самооценка правильности
выполнения; учебной
задачи: соотнесение;
собственного текста с
исходным (для;
изложений) и с заданной
темой (для; сочинений);;
Устный опрос;
письменный
контроль;
https://resh.edu.ru
/https://uchi.ru
/
Анализ собственных
Практическая
действий при; работе над
работа;
Списывание;
изложениями и;
сочинениями; соотнесение
своих; действий с
предложенными;
алгоритмами;
Самооценка правильности
выполнения; учебной
задачи: соотнесение;
собственного текста с
исходным (для;
изложений) и с заданной
темой (для; сочинений);;
https://resh.edu.ru/
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/
Практическое задание:
выбор; источника
получения
информации;
(определённый тип
словаря;
;
справочников) для
решения учебно
практической задачи;
https://uchi.ru/
https://uchi.ru/
8.6.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Итого по разделу:
2
30
1
0
Творческое задание:
подготовка; небольшого
публичного
выступления;;
Диктант;
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Иванов С.В. и др.Русский язык (в 2 частях). Учебник. 4 класс. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Русский язык. Рабочие программы:. Предметная линия учебников системы «Начальная школа
21в.». 1—4классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / С.В.Иванов и др. — М.:
Просвещение, 2022
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu
.ru/
https://uchi.ru/
Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com
Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных
ресурсовдля общего образования http://www.ndce.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
Промежуточная аттестация по предмету проводится в форме ВПР (Всероссийских
проверочных работ) . Варианты работ можно посмотреть по ссылке: https://vprklass.ru/4-klass