МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Департамент образования Администрации города Сарова Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования» города Сарова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса начального общего образования на 2024-2025 учебный год Составители: Кварацхелия С.Н. Мичурина Е.Б. Морозова И.В. Пантелеева Т.И. Стрижова Т.В. учителя начальных классов Саров 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХКУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования,которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля. Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п. Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологическиеособенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХКУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственномуповедению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основными задачами ОРКСЭ являются: — знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейскойкультур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); — развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизниличности, семьи, общества; — обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётоммировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; — развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙЭТИКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет "Основы религиозных культур и светской этики" изучается в 4 классе один час внеделе, общий объем составляет 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Россия — наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности.Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессиональногонарода России. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Россия — наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни человека. Праздники какодна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Высшиенравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессиональногонарода России. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе уобучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: — понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости засвою Родину; — формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническуюи национальную принадлежность; — понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознаватьценность человеческой жизни; — понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи,общества; — осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или неисповедовать никакой религии; — строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму; — соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; — строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимостиприйти на помощь; — понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; — понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности,поиска оптимальных средств их достижения; — формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы впроцесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; — совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; — совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; — овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; — овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; — формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, уменийизлагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; — совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Универсальные учебные действия Познавательные УУД: — ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного); — использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике(наблюдение, чтение, сравнение, вычисление); — применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала; — признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения,приводить убедительные доказательства; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Работа с информацией: — воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать еёпринадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике; — использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленнойучебной задачей (текстовую, графическую, видео); — находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); — анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощьюучителя, оценивать её объективность и правильность. Коммуникативные УУД: — использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций,раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; — соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказыватьсвоё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения; — создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике. Регулятивные УУД: — проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья иэмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы ихпредупреждения; — проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность ксознательному самоограничению в поведении; — анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности); — выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности,зла; — проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание большеузнать о других религиях и правилах светской этики и этикета. Совместная деятельность: — выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать; — владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить;терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты; — готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительномуматериалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должныобеспечивать следующие достижения обучающегося: — выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающейдействительности; — выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли вэтом личных усилий человека, приводить примеры; — выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; — рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении ввыстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; — раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции; — первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих идругих людей) с позиций православной этики; — раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе какСпасителе, Церкви; — рассказывать о Священном Писании Церкви — Библии (Ветхий Завет, Новый Завет,Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции; — рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор,алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями; — рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово иРождество Христово), православных постах, назначении поста; — раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим повозрасту, предкам; православных семейных ценностей; — распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православныйкрест) и значение в православной культуре; — рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделятьи объяснять особенности икон в сравнении с картинами; — излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; — первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; — приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; — выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Оте‐честву, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователейтрадиционных религий; — называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; — выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческойжизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: — понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости засвою Родину; — формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническуюи национальную принадлежность; — понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознаватьценность человеческой жизни; — понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи,общества; — осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или неисповедовать никакой религии; — строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму; — соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; — строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимостиприйти на помощь; — понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; — понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности,поиска оптимальных средств их достижения; — формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы впроцесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; — совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательныхзадач; — совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; — овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; — овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; — формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, уменийизлагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; — совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Универсальные учебные действия Познавательные УУД: — ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного); — использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике(наблюдение, чтение, сравнение, вычисление); — применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала; — признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения,приводить убедительные доказательства; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Работа с информацией: — воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать еёпринадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике; — использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленнойучебной задачей (текстовую, графическую, видео); — находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); — анализировать, сравнивать информацию, представленную в источниках, с помощьюучителя, оценивать её объективность и правильность. разных Коммуникативные УУД: — использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний,произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций,раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; — соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказыватьсвоё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения; — создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике. Регулятивные УУД: — проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья иэмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы ихпредупреждения; — проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность ксознательному самоограничению в поведении; — анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности); — выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности,зла; — проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание большеузнать о других религиях и правилах светской этики и этикета. Совместная деятельность: — выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать; — владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить;терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты; — готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительномуматериалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики»должны отражать сформированность умений: — выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающейдействительности; — выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования ироли в этом личных усилий человека, приводить примеры; — выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; — рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человекаи гражданина в России; — раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»; — высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета,приводить примеры; — первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих идругих людей) с позиций российской светской (гражданской) этики; — раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды; — рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своёмрегионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи; — раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российскихтрадиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях;любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей; — распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе,законных интересов и прав людей, сограждан; — рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честныйтруд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда; — рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природныхдостопримечательностях своего региона; — раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России; — объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российскойгосударственности; — первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов; — приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласносвоей совести; — выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователейтрадиционных религий; — называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционнымирелигиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; — выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческойжизни в российской светской (гражданской) этике. Тематическое планирование № Наименование п/ разделов и тем п программы Количество часов Дата все контрол практич изуче ния го ьные еские работы работы Виды деятельности Виды, формы контроля Электрон ные (цифровы е) образоват ельные ресурсы Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий, рассматривать иллюстративный Устный опрос; https://uchi.r u/teachers/lk Модуль 1. Основы православной культуры 1.1 Россия — наша Родина 1 . 0 0 /main материал, соотносить текст с иллюстрациями; Читать и отвечать на вопросы по прочитанному; Размышлять о роли духовных традиций народов России, их значении в жизни человека, семьи, общества, духовном мире человека; 1.2 Культура и . религия. Введение в православную духовную традицию 2 0 0 Выделять тему и идею учебного текста, формулировать вопросы к тексту и отвечать на них; Самооценка https://uchi.r u/ с использован teachers/lk /main Объяснять соотношение культуры и религии, сущность культуры, значение религии как духовной культуры человека, народа, общества; Рассказывать о том, как человек создаёт культуру; об истоках русской ием «Оценочно го листа»; культуры в православной религии; Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; 1.3 Во что верят . православные христиане 4 1 0 Использовать ключевые понятия темы в Тестировани https://edsoo .ru/ устной и письменной речи, применять их е; при анализе и оценке фактов действительности; Раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви; Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов; соотносить прочитанное с личным жизненным опытом; Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; 1.4 Добро и зло . в православной 4 0 1 Рассказывать о том, что такое заповеди Бога, какие заповеди Бог дал Моисею. традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему Анализировать содержание Десяти ветхозаветных заповедей с религиозной и нравственно-этической точки зрения; Рассказывать о нравственных заповедях Иисуса Христа — Заповедях Практическ ая работа; https://edsoo .ru/ Блаженства, их соотношении с Десятью ветхозаветными заповедями; Объяснять понимание в православном христианстве, кто такой ближний, что означает любовь к ближнему, как понимается в православной традиции «золотое правило нравственности» (поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили), о святости и святых в православной традиции; Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы; 1.5 Отношение к . труду. Долг и ответственность 2 1 0 Читать и пересказывать учебный текст; Тестировани https://uchi.r е; u/teachers/lk Объяснять значение слов (терминов и /main понятий) с опорой на текст учебника; Устанавливать логическую связь между фактами; участвовать в беседе; Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; 1.6 Милосе . рдие и сострада ние 2 0 0 Раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, спасение), Заповедей Блаженства; На примере милосердия и сострадания объяснять нравственный идеал православной культуры; Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; Устный опрос; https://resh.e du.ru/ 1. 7. Правос лавие в России 5 0 0 Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст; Рассказывать, как христианство пришло на Русь, о Крещении Руси равноапостольным князем Владимиром, почему Русь называют Святой, о русских святых, житиях святых; Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом; Уметь рассказывать о праздновании Крещения Руси, Дней славянской письменности и культуры; Самооценка https://resh.e du.ru/ с использован ием «Оценочно го листа»; 1. 8. Православный храм и другие святыни 3 0 0 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом; Рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями, богослужениях в храмах, Таинствах, о монашестве и монастырях в православной традиции; Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; Письменн ый контроль; https://edsoo .ru/ 1. 9. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники 1.1 Христиа 0. нская семья и её ценност и 6 0 1 Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст; Распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл и значение в православной культуре; Рассказывать о художественной культуре в православной традиции, о церковном пении, иконописи, особенностях икон в сравнении с картинами; Православные праздники: «Воскресение Христово (Пасха)», «Рождество Христово», «День славянской письменности и культуры», «День семьи, любвии верности; Практическ ая работа; https://uchi.r u/teachers/lk /main 3 0 0 Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный текст; Рассказывать о традициях заключения брака, о том, что такое православная семья, Таинство Венчания, о взаимоотношениях в православной семье на примерах житий святых, литературных произведений; Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы; Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; Праздник «День семьи, любви и верности»; Устный опрос; https://uchi.r u/teachers/lk /main 1.1 Любовь и уважение к 1. Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессиональ ного народа России 2 1 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 4 Закреплять и систематизировать Тестировани https://resh.e е; du.ru/ представления о духовных традициях многонационального народа России, духовном мире человека, религии, религиях народов России, их значении в жизни человека, семьи, общества; Проводить соотношение между религией и Отечеством, объяснять отношение православных христиан к Отечеству, защите Родины, патриотизму; Отвечать на вопросы, соотносить определения с понятиями, делать выводы; Использовать основные понятия темы в устной и письменной речи; Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; Тематическое планирование № Наименование п/ разделов и тем п программы Количество часов Дата Виды деятельности все контрол прак изуче го ьные тиче ния работы ские рабо ты Виды, формы контро ля Электрон ные (цифровы е) образоват ельные ресурсы https://resh.e du.ru/ Модуль 2. Основы светской этики 1.1 Россия — наша Родина. . Этика — наука о нравственной жизни человека 1 0 0 Вести учебный, социокультурный диалог; Аргументировать свою точку зрения; Применять полученные знания в жизни; Устный опрос; 1.2 Этика общения: золотое . правило этики 2 0 0 Объяснять значение изучаемых понятий; Определять основные характеристики общения; Анализировать особенности общения на основе «золотого правила нравственности»; https://uchi.r Самооце u/teachers/lk нка с /main использо ванием «Оценочного листа»; 1.3 Добро и зло как нравственные категории . 2 0 0 Различать проявления добра и зла; Устный опрос; Осмысливать с этих позиций своё поведение и поведение окружающих; Характеризовать примеры добрых правил; Уметь вести диалог о значении добрых слов и поступков; https://edsoo .ru/ 1.4 Дружелюбие. Уважение . 1 0 0 Определять особенности индивидуального проявления окружающих; Осознанно определять значение моральных норм во взаимодействии людей. С пониманием отвечать на учебные вопросы разных типов; Письм енный контро ль; https://edsoo .ru/ 1.5 Этика и этикет. Премудрости этикета . 1 0 0 Уметь охарактеризовать правила этикета; Вырабатывать в поведении соответствие правилам этикета; С пониманием комментировать иллюстрации правил, соотносить с ними своё поведение; Устный опрос; https://uchi.r u/teachers/lk /main 1.6 Критерии этикета: . разумность, красота и гигиена 1 0 0 Обозначать сущность понятия «этикет»; Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета; Устный опрос; https://resh.e du.ru/ 1.7 Правила поведения в школе и дома . 1 0 1 Знать основные правила этикета; Уметь обосновать необходимость соблюдения правил этикета вшколе и дома, обозначать их перечень; Осознанно комментировать текст учебника; Практическа https://resh.e я работа; du.ru/ 1.8 Речь и этикет . 1 0 0 Осознавать значение понятия «речь»; Устный Видеть и выражать многогранность опрос; взаимосвязи понятий «речь» и «речка»; Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи; Составлять небольшой рассказ, используя образные речевые https://edsoo .ru/ средства; 1.9 Этика человеческих отношений . 1 0 0 Объяснять, в чём этическая и эмоциональная основа понятия «душа»; Осознанно характеризовать понятия «духовность», «душевность»; Соотносить понятия «душа», «духовность»; Устный опрос; 1.1 Природа — и человек 0. 1 0 0 Определять смысловое значение понятия «справедливость»; Иллюстрировать примеры значимости природы в жизни человека из личного опыта и опыта других людей; https://uchi.r Самооце u/teachers/lk нка с /main использо ванием «Оценочного листа»; 1.1 Родина, Отчизна, 1. патриотизм 1 1 0 Тестировани https://uchi.r Объяснять смысловую основу е; u/teachers/lk понятий «род», «Родина»; /main Осознанно определять, что значит быть патриотом; Составлять небольшой текст-рассуждение на тему родины, патриотизма. Находить в литературе иллюстрации обсуждаемыхпонятий; 1.1 Человек среди людей 2. 1 0 0 Понимать значение понятия «человечность»; Расширять знания, дополненные другими учебными предметами, обогащённые личным опытом и опытом людей, в определении изучаемых понятий; Осознанно комментировать текст учебника; Устный опрос; https://edsoo .ru/ https://resh.e du.ru/ 1.1 Этика отношений в 3. коллективе. Что такое коллектив 1 0 0 Аргументированно отвечать на вопрос «Что такое коллектив?»; Анализировать особенности коллектива; Объяснять соотношение понятий «коллектив» и «личность»; Устный опрос; 1.1 Коллектив начинается с 4. меня 1 0 0 Осознавать понятия «индивидуальность», «дружба», «уважение»; Уметь вырабатывать правила для себя и для других; Аргументированно объяснять, что значит быть единомышленником в коллективе; https://uchi.r Самооце u/teachers/lk нка с /main использо ванием «Оценочного листа»; 1.1 Чуткость, бескорыстие 5. взаимовыручка в коллективе 1 0 0 Умение понять состояние другого человека; Разумно, с пониманием реагировать на состояние другогочеловека; Стремиться корректировать своё поведение в процессе преодоления обид; Письм енный контро ль; 1.1 Творческие работы 6. 1 0 1 Применять на практике полученные знания; Раскрывать содержание изучаемых понятий; Аргументировать свою точку зрения; Практическа https://uchi.r я работа; u/teachers/lk /main 1.1 Нравственные 7. истины. Общечеловеческие ценности 1 0 0 Осознавать значение золотого правила этики; Объяснять сущность и содержание общечеловеческих ценностей; Устный опрос; https://resh.e du.ru/ https://edsoo .ru/ https://resh.e du.ru/ 1.1 8. Ценность жизни 1 0 0 Понимать значение понятий «смысл», «нравственный закон», «жизнь»; Уметь размышлять о том, какую роль играют духовные ценности в жизни человека; Аргументировать свою точку зрения; Письм енный контро ль; 1.1 9. Человек рождён для добра 1 0 0 Характеризовать понятия «бескорыстность», «доброта», «совесть»; Объяснять смысл сказок и народных пословиц, связь между ними; Аргументировать свою точку зрения; Составлять небольшой текстрассуждение на тему добра и бескорыстия; https://uchi.r Самооце u/teachers/lk нка с /main использо ванием «Оценочного листа»; 1.2 0. Милосер дие — закон жизни 1 0 1 Объяснять значение понятий «сочувствие» и «сопереживание», «сострадание» и «милосердие»; Использовать знания по литературному чтению, примеры из личного опыта и опыта других людей для характеристики действия совести; Практическа https://resh.e я работа; du.ru/ 1 0 0 Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая возможные способы выхода из неё; Осознанно следовать правилам тактичного поведения; Применять Устн ый опрос; 1.2 Нравственность, 1. справедливость, правда, тактичность — жизнь во благо себе и другим https://edsoo .ru/ https://edsoo .ru/ усвоенные знания в общении; 1.2 Душа обязана трудиться. 1 2. Нравственные установки и нормы 1 0 1.2 Победить в себе дракона. 1 3. Нравственность на основе разумности 0 0 1.2 Понять и простить: 4. гуманизм как этический принцип 0 0 1 Устанавливать связь между намерением и поступком; Осознанно раскрывать суть понятия «нравственная установка»; Сопоставлять понятия «нравственная установка», «нравственные усилия»; Аргументировать свою точку зрения; Обосновывать значение понятий «достоинство», «бескорыстие», «гуманность»; Осознавать необходимость соблюдения норм этикета; Совершенствовать умения вобласти коммуникации; Аргументировать свои рассуждения; Чётко представлять, что такое понимание, гармония, прощение;Составлять небольшой текстрассуждение на заданную тему; Контролировать свои поступки и высказывания; Тестирован https://uchi. ие; ru/teachers/lk /main Устны й опрос; https://resh. edu.ru/ Пись м енны й конт роль; https://resh. edu.ru/ 1.2 Этика поступков — 5. нравственный выбор 1 0 0 Аргументированно объяснять, чтоозначает нравственный выбор; Корректировать свои высказывания и поведение с учётом этики Пись м енны й конт ро ль; https://uchi. ru/teachers/lk /main поступков; Проявлять терпимость и дружелюбие при взаимодействии сокружающими; 1.2 Посеешь поступок — 6. пожнёшь характер. Жить дружно и легко 1 0 0 Комментировать основное содержание урока и его важнейшие понятия; Отвечать на учебные вопросы; Делать выводы; Адекватно использовать полученные знания в практике общения; https://edsoo Самооце .ru/ нка с использо ванием «Оценочного листа»; 1.2 Лестница саморазвития 7. 1 0 0 Объяснять понятие Устный опрос; «нравственность»; Анализировать и сопоставлять факты. Находить аналогии; Аргументировать свои рассуждения; https://resh.e du.ru/ 1.2 Терпение и труд — все 8. перетрут 1 0 0 Осознанно раскрывать суть понятий «терпение», «терпимость», «деликатность»; Обобщать полученные знания; Устный опрос; https://edsoo .ru/ 1.2 Слова с приставкой «со» 9. 1 0 0 Систематизировать и обобщать этические знания; Анализировать и сопоставлять факты поведения человека; Соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом; https://edsoo Самооце .ru/ нка с использо ванием «Оценочного листа»; 1.3 Судьба и Родина 0. едины: с чего начинается Родина 1 0 1 Соотносить понятия «Родина», Практическа https://edsoo «Отечество»; я работа; .ru/ Вырабатывать умение, рассуждать на морально-этические темы иделать выводы; Осмысливать моральнонравственные проблемы в соотнесении сличным опытом поведения; 1.3 Патриот и гражданин 1. 1 1 0 Осознанно раскрывать понятия «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность» ; Выделять главное в тексте учебника; Тестировани https://edsoo е; .ru/ 1.3 Заключительное слово 2. 1 0 0 Обобщать знания, полученные при изучении курса; Применять на практике полученные знания; Аргументировать свою позицию; https://resh.e Самооце du.ru/ нка с использо ванием «Оценочного листа»; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 3 4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс/Кураев А.В.,Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс/ Студеникин М.Т.,ООО «Русское слово-учебник»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс/ Шемшурина А.И., Москва, "Просвещение" Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 класс / Обернихина Г.А., Москва "Просвещение" ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ https://resh.edu.ru / https://uchi.ru/teachers/lk/main https://edsoo.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕТИИНТЕРНЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА Мультимедийный проекторИнтерактивная доска ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,ДЕМОНСТРАЦИЙ ЛАБОРАТОРНЫХ, Набор репродукций, аудио и видео материалы МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Набор репродукций, аудио и видео материалы ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Мультимедийный проекторИнтерактивная доска