МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Департамент образования Администрации города Сарова Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования» города Сарова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для 4 класса начального общего образования на 2024-2025 учебный год Составители: Кварацхелия С.Н. Мичурина Е.Б. Морозова И.В. Пантелеева Т.И. Стрижова Т.В. учителя начальных классов Саров 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общег образования (ФГОС НОО) и Примерной программы воспитания с учётом и современных мировых требований предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечиваю овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а такж целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Курс математики для 1–4 классов начальной школы, реализующий данную программу, является частью непрерывног курса математики для дошкольников, начальной школы и 5–9 классов основной школы образовательной системы «Учусь учиться» Л. Г. Петерсон и, таким образом, обеспечивает преемственность математической подготовки межд ступенями дошкольного и начального образования. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей а также целей воспитания: 1. Освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решат учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметически действий. 2. Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуетс наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, по- строенных на понимани и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысл арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события). 3. Обеспечение математического развития младшего школьника — формирование способности к интеллектуально деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рас- суждения, выбират аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (приме ров, оснований для упорядочения, вариантов и др.). 4. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейши качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использовани математических знаний в повседневной жизни. Соответственно задачами данного курса являются: 1) формирование у учащихся познавательной мотивации, способностей к организации своей учебно деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативны универсальных учебных действий; 2) приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, ег преобразованию и применению; 3) формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценног функционирования в со- временном обществе, и в частности логического, алгоритмического и эвристическог мышления; 4) духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учетом специфики начального этапа обучени математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление осно гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству; 5) формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследовани окружающего мира и как основы компьютерной грамотности; 6) реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении им научной картины мира с учетом возрастных особенностей учащихся овладение системой математически знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в основно школе; 7) создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Курс разработан в соответствии с Примерной рабочей программой для общеобразовательных учреждений РФ На изучение математики в 4 классе отводится по 4 ч в неделю, всего 136 ч. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Числа и арифметические действия с ними (35 ч) Оценка и прикидка суммы, разности, произведения, частного. Деление на двузначное и трехзначное число. Деление круглых чисел (с остатком). Общий случай деления многозначных чисел. Проверка правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, прикидка результата, оценк достоверности, вычисление на калькуляторе). Измерения и дроби. Недостаточность натуральных чисел для практических измерений. Потребности практических измерений как источник расширения понятия числа. Доли. Сравнение долей. Нахождение доли числа и числа по доле. Процент. Дроби. Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур и на числовом луче Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и дробей с одинаковыми числителями. Деление и дроби. Нахождение части числа, числа по его части и части, которую одно число составляет от другого Нахождение процента от числа и числа по его проценту. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби Представление смешанного числа в виде неправильной дроби. Сложение и вычитание смешанных чисел (с одинаковыми знаменателями дробной части). Построение и использование алгоритмов изученных случаев действий с дробями и смешанными числами. Работа с текстовыми задачами (42 ч) Самостоятельный анализ задачи, построение моделей, планирование и реализация решения. Поис разных способов решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Проверка задачи. Составные задачи в 2—5 действий с натуральными числами на все арифметические действия разностное и кратное сравнение. Задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение дробей и смешанных чисел. Задачи на приведение к единице (четвертое пропорциональное). Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Три типа задач на дроби: нахождение части от числа, числа по его части и дроби, которую одно числ составляет от другого. Задачи на нахождение процента от числа и числа по его проценту. Задачи на одновременное равномерное движение двух объектов (навстречу друг другу, противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием): определение расстояния между ними заданный момент времени, времени до встречи, скорости сближения (удаления). Задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника и площадей фигур. Геометрические фигуры и величины (15 ч) Прямоугольный треугольник, его углы, стороны (катеты и гипотенуза), площадь, связь прямоугольником. Развернутый угол. Смежные и вертикальные углы. Центральный угол и угол, вписанный в окружность. Измерение углов. Транспортир. Построение углов с помощью транспортира. Единицы площади квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, ар, гектар соотношения между ними. Оценка площади. Приближенное вычисление площадей с помощью палетки. Исследование свойств геометрических фигур с помощью измерений. Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных геометрических величин. Умножение и деление геометрических величин на натуральное число. Величины и зависимости между ними (20 ч) Зависимости между компонентами и результатами арифметических действий. Формула площади прямоугольного треугольника: S = (a · b) : 2. Шкалы. Числовой луч. Координатный луч. Расстояние между точками координатного луча Равномерное движение точек по координатному лучу как модель равномерного движения реальны объектов. Скорость сближения и скорость удаления двух объектов при равномерном одновременном движении Формулы скорости сближения и скорости удаления. Формулы расстояния d между двумя равномерно движущимися объектами в момент времени t дл движения навстречу друг другу (d0 = s − (v1 + v2 ) · t), в противоположных направлениях (d0 = s + (v1 + v2 ) · t), вдогонку (d0 = s − (v1 − v2 ) · t), с отставанием (d0 = s + (v1 − v2 ) · t). Формула одновременног движения s = vсбл. · t встр. Координатный угол. График движения. Наблюдение зависимостей между величинами и их фиксирование с помощью формул, таблиц графиков (движения). Построение графиков движения по формулам и таблицам. Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных величин, их умножение и деление н натуральное число. Алгебраические представления (6 ч) Неравенство. Множество решений неравенства. Строгое и нестрогое неравенство. Знаки ≤, ≥. Двойно неравенство. Решение простейших неравенств на множестве целых неотрицательных чисел с помощью числовог луча. Использование буквенной символики для обобщения и систематизации знаний. Математический язык и элементы логики (2 ч) Знакомство с символическим обозначением долей, дробей, процентов, записью неравенств, обозначением координат на прямой и на плоскости, с языком диаграмм и графиков. Определение истинности высказываний. Построение высказываний с помощью логических связок и слов «верно/неверно, что...», «не», «если... то...», «каждый», «все», «найдется», «всегда», «иногда» «и/или». Работа с информацией и анализ данных (16 ч) Круговые, столбчатые и линейные диаграммы, графики движения: чтение, интерпретация данных построение. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У учащегося будут сформированы: • мотивационная основа учебной деятельности: 1) понимание смысла учения и принятие образца «хорошего ученика», 2) положительное отношение к школе, 3) вера в свои силы; • целостное восприятие окружающего мира, представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний; • способность к самоконтролю по эталону, ориентация на понимание причин успеха/неуспеха и исправлени своих ошибок; • способность к рефлексивной самооценке на основе критериев успешности в учебной деятельности, готовность понимать и учитывать предложения и оценки учителей, товарищей родителей и других людей; • самостоятельность и личная ответственность за свой результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности; • принятие ценностей: знание, созидание, развитие, дружба, сотрудничество, здоровье, ответственно отношение к своему здоровью, умение применять правила сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности; • учебно-познавательный интерес к изучению математики и способам математической деятельности; • уважительное, позитивное отношение к себе и другим, осознание «Я», с одной стороны, как личности и индивидуальности, а с другой — как части коллектива класса, гражданина своего Отечества, осознание и проявление ответственности за общее благополучие и успех; • знание основных моральных норм ученика, необходимых для успеха в учении, и ориентация на их применение в учебной деятельности; • становление в процессе учебной деятельности этических чувств (стыда, вины, совести) и эмпатии (понимания, терпимости к особенностям личности других людей, сопереживания) как регуляторов моральног поведения; • становление в процессе математической деятельности эстетических чувств через восприятие гармонии математического знания, внутреннее единство математических объектов, универсальность математическог языка; • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метод рефлексивной самоорганизации; • опыт самостоятельной успешной математической деятельности по программе 4 класса. Учащийся получит возможность для формирования: • внутренней позиции ученика, позитивного отношения к школе, к учению, выраженных в преобладании учебно-познавательных мотивов; • устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к новым общим способам решения задач; • позитивного отношения к создаваемым самим учеником и его одноклассниками результатам учебной деятельности; • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; • проявления гражданской идентичности в поступках и деятельности; • способности к решению моральных проблем на основе моральных норм, учета позиций партнеров и этических требований; • этических чувств и эмпатии, выражающейся в понимании чувств других людей,сопереживании и помощи им; • способности воспринимать эстетическую ценность математики, ее красоту и гармонию; • адекватной самооценки собственных поступков на основе критериев роли «хорошего ученика», создани индивидуальной диаграммы своих качеств как ученика, нацеленности на саморазвитие. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные Учащийся научится: • принимать и сохранять учебную задачу; • применять изученные приемы самомотивирования к учебной деятельности; • планировать, в том числе во внутреннем плане, свою учебную деятельность на уроке в соответствии с е уточненной структурой (15 шагов); • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве учителем; • применять изученные способы и алгоритмы выполнения основных шагов учебной деятельности: — пробное учебное действие, — фиксирование индивидуального затруднения, — выявление места и причины затруднения, — построение проекта выхода из затруднения (постановка цели, выбор способа ее реализации, составлени плана действий, выбор средств, определение сроков), — реализация построенного проекта и фиксирование нового знания в форме эталона, — усвоение нового, — самоконтроль результата учебной деятельности, — самооценка учебной деятельности на основе критериев успешности; • различать знание, умение, проект, цель, план, способ, средство и результат учебной деятельности; • выполнять учебные действия в материализованной, медийной, громкоречевой и умственной форме; • применять изученные способы и алгоритмы выполнения основных шагов коррекционной деятельности: — самостоятельная работа, — самопроверка (по образцу, подробному образцу, эталону), — фиксирование ошибки, — выявление причины ошибки, — исправление ошибки на основе общего алгоритма исправления ошибок, — самоконтроль результата коррекционной деятельности, — самооценка коррекционной деятельности на основе критериев успешности; • использовать математическую терминологию, изученную в 4 классе, для описания результатов своей учебной деятельности; • адекватно воспринимать и учитывать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характер сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата • применять алгоритм проведения рефлексии своей учебной деятельности. Учащийся получит возможность научиться: • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; • фиксировать шаги уточненной структуры учебной деятельности (15 шагов) и самостоятельно е реализовывать в своей целостности; • проводить на основе применения эталона: — самооценку умения применять изученные приемы положительного самомотивирования к учебной деятельности, — самооценку умения применять изученные способы и алгоритмы выполнения основных шагов учебной деятельности, — самооценку умения проявлять ответственность в учебной деятельности, — самооценку умения применять алгоритм проведения рефлексии своей учебной деятельности; • фиксировать шаги уточненной структуры коррекционной деятельности (15 шагов) и самостоятельно е реализовывать в своей целостности; • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; • определять виды проектов в зависимости от поставленной учебной цели и самостоятельно осуществлят проектную деятельность. Познавательные Учащийся научится: • понимать и применять математическую терминологию для решения учебных задач по программе 4 класса использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач; • выполнять на основе изученных алгоритмов действий логические операции — анализ объектов с выделением существенных признаков, синтез, сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщение и аналогию, подведение под понятие; • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; • применять в учебной деятельности изученные алгоритмы методов познания — наблюдения, моделирования исследования; • осуществлять проектную деятельность, используя различные структуры проектов в зависимости от учебной цели; • применять правила работы с текстом, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); • применять основные способы включения нового знания в систему своих знаний; • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; • осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ, систематизировать ее; • ориентироваться на разнообразие способов решения задач; • строить сообщения, рассуждения в устной и письменной форме об объекте, его строении, свойствах и связях • владеть рядом общих приемов решения задач; • понимать и применять базовые межпредметные понятия в соответствии с программой 4 класса (оценка прикидка; диаграмма: круговая, столбчатая, линейная; графики и др.); • составлять и решать собственные задачи, примеры и уравнения по программе 4 класса; • понимать и применять знаки и символы, используемые в учебнике и рабочей тетради 4 класса дл организации учебной деятельности. Учащийся получит возможность научиться: • проводить на основе применения эталона: 1) самооценку умения применять алгоритм умозаключения по аналогии; 2) самооценку умения применять методы наблюдения и исследования для решения учебных задач; 3) самооценку умения создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач; 4) самооценку умения пользоваться приемами понимания текста; • строить и применять основные правила поиска необходимой информации; • представлять проекты в зависимости от поставленной учебной цели; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; • представлять информацию и фиксировать ее различными способами с целью передачи; • понимать, что новое знание помогает решать новые задачи и является элементом системы знаний; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • произвольно и осознанно владеть изученными общими приемами решения задач; • применять знания по программе 4 класса в измененных условиях; • решать проблемы творческого и поискового характера в соответствии с программой 4 класса. Коммуникативные Учащийся научится: • фиксировать существенные отличия дискуссии от спора, применять правила ведения дискуссии формулировать собственную позицию; • допускать возможность существования разных точек зрения, уважать чужое мнение, проявлять терпимость к особенностям личности собеседника; • стремиться к согласованию различных позиций в совместной деятельности, договариваться и приходить к общему решению на основе коммуникативного взаимодействия (в том числе и в ситуации столкновени интересов); • распределять роли в коммуникативном взаимодействии, формулировать функции «автора», «понимающего» «критика», «организатора» и «арбитра», применять правила работы в данных позициях (строить понятные дл партнера высказывания, задавать вопросы на понимание, использовать согласованный эталон для обосновани своей точки зрения и др.); • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическо высказывание, владеть диалогической формой речи; • понимать значение командной работы для получения положительного результата в совместной деятельности применять правила командной работы; • понимать значимость сотрудничества в командной работе, применять правила сотрудничества; • понимать и применять рекомендации по адаптации ученика в новом коллективе. Учащийся получит возможность научиться: • проводить на основе применения эталона: — самооценку умения применять правила ведения дискуссии, — самооценку умения выполнять роли «арбитра» и «организатора» в коммуникативном взаимодействии, — самооценку умения обосновывать собственную позицию, — самооценку умения учитывать в коммуникативном взаимодействии позиции других людей, — самооценку умения участвовать в командной работе и помогать команде получить хороший результат, — самооценку умения проявлять в сотрудничестве уважение и терпимость к другим; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Числа и арифметические действия с ними Учащийся научится: • выполнять оценку и прикидку суммы, разности, произведения, частного; • выполнять деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число; • проверять правильность вычислений с помощью алгоритма, обратного действия, оценки, прикидки результата, вычисления на калькуляторе; • выполнять устные вычисления с многозначными числами, сводящиеся к действиям с числами в предела 100; • вычислять значения числовых выражений с изученными натуральными числами в пределах 1 000 000 000 содержащих 4—6 действий (со скобками и без скобок), на основе знания правил порядка выполнени действий; • называть доли, наглядно изображать с помощью геометрических фигур и на числовом луче, сравнивать доли находить долю числа и число по доле; • читать и записывать дроби, наглядно изображать их с помощью геометрических фигур и на числовом луче сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями и дроби с одинаковыми числителями; • находить часть числа, число по его части и часть, которую одно число составляет от другого; • складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями; • читать и записывать смешанные числа, наглядно изображать их с помощью геометрических фигур и н числовом луче, выделять целую часть из неправильной дроби, представлять смешанное число в вид неправильной дроби, складывать и вычитать смешанные числа (с одинаковыми знаменателями дробной части); • распространять изученные свойства арифметических действий на множество дробей. Учащийся получит возможность научиться: • самостоятельно строить и использовать алгоритмы изученных случаев устных и письменных действий многозначными числами, дробями и смешанными числами; • выполнять деление круглых чисел (с остатком); • находить процент числа и число по его проценту на основе общих правил решения задач на части; • создавать и представлять свой проект по истории развития представлений о дробях и действий с ними; • решать примеры на порядок действий с дробными числовыми выражениями; • составлять и решать собственные примеры на изученные случаи действий с числами. Работа с текстовыми задачами Учащийся научится: • самостоятельно анализировать задачи, строить модели, планировать и реализовывать решения, пояснять ход решения, проводить поиск разных способов решения, соотносить полученный результат с условием задачи оценивать его правдоподобие, решать задачи с вопросами; • решать составные задачи в 2—5 действий с натуральными числами на смысл арифметических действий разностное и кратное сравнение, равномерные процессы (вида a = bc); • решать задачи на приведение к единице (четвертое пропорциональное); • решать простые и составные задачи в 2—5 действий на сложение, вычитание и разностное сравнение дробей и смешанных чисел; • решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле; • решать три типа задач на дроби: нахождение части от числа, числа по его части и дроби, которую одно числ составляет от другого; • решать задачи на одновременное равномерное движение двух объектов навстречу друг другу, противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием: определение скорости сближения и скорости удаления, расстояния между движущимися объектами заданный момент времени, времени до встречи; • решать задачи всех изученных типов с буквенными данными и составлять текстовые задачи к заданным буквенным выражениям; • самостоятельно составлять собственные задачи изучаемых типов по заданной математической модели — числовому и буквенному выражению, схеме, таблице; • при решении задач выполнять все арифметические действия с изученными величинами. Учащийся получит возможность научиться: • самостоятельно строить и использовать алгоритмы изучаемых случаев решения текстовых задач; • анализировать, моделировать и решать текстовые задачи в 6—8 действий на все изученные действия с числами; • решать задачи на нахождение процента от числа и числа по его проценту как частного случая задач на части; • решать задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника и площадей фигур, составленных и прямоугольников, квадратов и прямоугольных треугольников; • решать нестандартные задачи по изучаемым темам, использовать для решения текстовых задач графики движения. Геометрические фигуры и величины Учащийся научится: • распознавать прямоугольный треугольник, его углы, стороны (катеты и гипотенузу), находить его площадь опираясь на связь с прямоугольником; • находить площади фигур, составленных из квадратов, прямоугольников и прямоугольных треугольников; • непосредственно сравнивать углы методом наложения; • измерять величину углов различными мерками; • измерять величину углов с помощью транспортира и выражать ее в градусах; • находить сумму и разность углов; • строить угол заданной величины с помощью транспортира; • распознавать развернутый угол, смежные и вертикальные углы, центральный угол и угол, вписанный в окружность, исследовать их простейшие свойства с помощью измерений. Учащийся получит возможность научиться: • самостоятельно устанавливать способы сравнения углов, их измерения и построения с помощью транспортира; • при исследовании свойств геометрических фигур с помощью практических измерений и предметных моделей формулировать собственные гипотезы (свойство смежных и вертикальных углов; свойство суммы углов треугольника, четырехугольника, пятиугольника; свойство центральных и вписанных углов и др.); • делать вывод о том, что выявленные свойства конкретных фигур нельзя распространить на вс геометрические фигуры данного типа, так как невозможно измерить каждую из них. Величины и зависимости между ними Учащийся научится: • использовать соотношения между изученными единицами длины, площади, объема, массы, времени вычислениях; • преобразовывать, сравнивать, складывать и вычитать однородные величины, умножать и делить величины н натуральное число; • пользоваться новыми единицами площади в ряду изученных единиц — 1 мм2, 1 см2, 1 дм2, 1 м2, 1 а, 1 га, 1 км2; преобразовывать их, сравнивать и выполнять арифметические действия с ними; • проводить оценку площади, приближенное вычисление площадей с помощью палетки; • устанавливать взаимосвязь между сторонами и площадью прямоугольного треугольника и выражать ее помощью формулы S = (a · b) : 2; • находить цену деления шкалы, использовать шкалу для определения значения величины; • распознавать числовой луч, называть его существенные признаки, определять место числа на числовом луче складывать и вычитать числа с помощью числового луча; • называть существенные признаки координатного луча, определять координаты принадлежащих ему точек неотрицательными целыми координатами, строить и использовать для решения задач формулу расстояни между его точками; • строить модели одновременного равномерного движения объектов на координатном луче; • наблюдать с помощью координатного луча и таблиц зависимости между величинами, описывающими одновременное равномерное движение объектов, строить формулы скоростей сближения и удаления для всех случаев одновременного равномерного движения и формулу одновременного движения s = vсбл. · tвстр использовать построенные формулы для решения задач; • распознавать координатный угол, называть его существенные признаки, определять координаты точек координатного угла и строить точки по их координатам; • читать и в простейших случаях строить круговые, линейные и столбчатые диаграммы; • читать и строить графики движения, определять по ним: время выхода и прибытия объекта; направление ег движения; место и время встречи с другими объектами; время, место, продолжительность и количеств остановок; • придумывать по графикам движения рассказы о событиях, отражением которых могли бы быт рассматриваемые графики движения; • использовать зависимости между компонентами и результатами арифметических действий для оценки суммы, разности, произведения и частного. Учащийся получит возможность научиться: • самостоятельно строить шкалу с заданной ценой деления, координатный луч, строить формулу расстояния между точками координатного луча, формулу зависимости координаты движущейся точки от времени движения и др.; • наблюдать с помощью таблиц, числового луча зависимости между переменными величинами, выражать их несложных случаях с помощью формул; • определять по формулам вида х = а + bt, х = а − bt, выражающих зависимость координаты х движущейс точки от времени движения t; • строить и использовать для решения задач формулы расстояния d между двумя равномерно движущимис объектами в момент времени t для движения навстречу друг другу (d = s0 − (v1 + v2) · t), в противоположных направлениях (d = s0 + (v1 + v2) · t), вдогонку (d = s0− (v1 − v2) · t), с отставанием (d = s0 + (v1 − v2) · t); • кодировать с помощью координат точек фигуры координатного угла, самостоятельно составленные и ломаных линий, передавать закодированное изображение «на расстояние», расшифровывать коды; • определять по графику движения скорости объектов; • самостоятельно составлять графики движения и придумывать по ним рассказы. Алгебраические представления Учащийся научится: • читать и записывать выражения, содержащие 2—3 арифметических действия, начиная с названия последнег действия; • записывать в буквенном виде переместительное, сочетательное и распределительное свойства сложения и умножения, правила вычитания числа из суммы и суммы из числа, деления суммы на число, частные случаи действий с 0 и 1, использовать все эти свойства для упрощения вычислений; • распространять изученные свойства арифметических действий на множество дробей; • решать простые уравнения со всеми арифметическими действиями вида а + х = b, а − х = b, x − a = b, а · х = b, а : х = b, x : a = b в умственном плане на уровне автоматизированного навыка, уметь обосновывать свой выбор действия, опираясь на графическую модель, комментировать ход решения, называя компоненты действий; • решать составные уравнения, сводящиеся к цепочке простых (3—4 шага), и комментировать ход решения п компонентам действий; • читать и записывать с помощью знаков >, <, ≥, ≤ строгие, нестрогие, двойные неравенства; • решать простейшие неравенства на множестве целых неотрицательных чисел с помощью числового луча и мысленно, записывать множества их решений, используя теоретико-множественную символику. Учащийся получит возможность научиться: • на основе общих свойств арифметических действий в несложных случаях: — определять множество корней нестандартных уравнений; — упрощать буквенные выражения; • использовать буквенную символику для обобщения и систематизации знаний. Математический язык и элементы логики Учащийся научится: • распознавать, читать и применять новые символы математического языка: обозначение доли, дроби процента (знак %), запись строгих, нестрогих, двойных неравенств с помощью знаков >, <, ≥, ≤ , зна приближенного равенства ≈, обозначение координат на прямой и на плоскости, круговые, столбчатые и линейные диаграммы, графики движения; • определять в простейших случаях истинность и ложность высказываний; строить простейшие высказывани с помощью логических связок и слов «верно/неверно, что...», «не», «если... то...», «каждый», «все» «найдется», «всегда», «иногда», «и/или»; • обосновывать свои суждения, используя изученные в 4 классе правила и свойства, делать логически выводы; • проводить под руководством взрослого несложные логические рассуждения, используя логические операци и логические связки. Учащийся получит возможность научиться: • обосновывать в несложных случаях высказывания общего вида и высказывания о существовании основываясь на здравом смысле; • решать логические задачи с использованием графических моделей, таблиц, графов, диаграмм Эйлера— Венна; • строить (под руководством взрослого и самостоятельно) и осваивать приемы решения задач логическог характера в соответствии с программой 4 класса. Работа с информацией и анализ данных Учащийся научится: • использовать для анализа, представления и систематизации данных таблицы, круговые, линейные и столбчатые диаграммы, графики движения; сравнивать с их помощью значения величин, интерпретироват данные таблиц, диаграмм и графиков; • работать с текстом: выделять части учебного текста — вводную часть, главную мысль и важные замечания примеры, иллюстрирующие главную мысль и важные замечания, проверять понимание текста; • выполнять проектные работы по темам: «Из истории дробей», «Социологический опрос» (по заданной или самостоятельно выбранной теме), составлять план поиска информации, отбирать источники информации (справочники, энциклопедии, контролируемое пространство Интернета и др.), выбирать способы представления информации; • выполнять творческие работы по теме: «Передача информации с помощью координат», «Графики движения»; • работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика, 4 класс». Учащийся получит возможность научиться: • конспектировать учебный текст; • выполнять (под руководством взрослого и самостоятельно) внеклассные проектные работы, собират информацию в справочниках, энциклопедиях, контролируемых интернет-источниках, представлят информацию, используя имеющиеся технические средства; • пользуясь информацией, найденной в различных источниках, составлять свои собственные задачи п программе 4 класса и стать соавтором «Задачника 4 класса», в который включаются лучшие задачи придуманные учащимися; составлять портфолио ученика 4 класса. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока Количес тво часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Часть 1 CD-диски «Электронное приложение» В. А. Петерсон, М. А. Кубышева. Электронное приложение к учебникам математики Л. Г. Петерсон. 4 клас DVD-диски «Сценарии уроков к учебникам» Сценарии уроков к учебникам математики для начальной школы по программе «Учусь учиться»: 4 класс. Под ред. Л. Г. Петерсон 1 Решение неравенства 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 2 Множество решений 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 3 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 4 Знаки ≤ , ≥ 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 5 Двойное неравенство 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 6 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 7 Оценка суммы 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 8 Оценка разности 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 9 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 10 Оценка произведения 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 11 Оценка частного 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 12 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 13 Прикидка результатов действий 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 14 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 15 Контрольная работа №1 1 16 Деление с однозначным частным 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 17 Деление с однозначным частным (с остатком) 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 18 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 19 Деление на двузначное число 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 20 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 21 Деление на трёхзначное число 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 22 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 23 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 24 Оценка площади фигур 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 25 Приближённое вычисление площадей 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 26 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 27 Контрольная работа №2 1 28 Измерения и дроби 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 29 Из истории дробей 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 30 Доли 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 31 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 32 Сравнение дробей 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 33 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 34 Нахождение доли числа 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 35 Проценты 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 36 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 37 Нахождение числа по его доле 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 38 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 39 Дроби 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 40 Сравнение дробей 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 41 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 42 Нахождение части числа 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 43 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 44 Нахождение числа по его части 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 45 Площадь прямоугольного треугольника 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 46 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru Часть 2 47 Деление и дроби 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 48 Нахождение части одного числа от другого 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 49 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 50 Контрольная работа №3 1 51 Сложение дробей 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 52 Вычитание дробей 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 53 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 54 Правильные и неправильные дроби 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 55 Правильные и неправильные части величин 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 56 Задачи на части 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 57 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 58 Смешанные числа 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 59 Выделение целой части из неправильной дроби 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 60 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 61 Перевод смешанного числа в неправильную дробь 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 62 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 63 Сложение и вычитание смешанных чисел 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 64 Сложение с переходом через 1 65 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 66 Вычитание с переходом через 1 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 67 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 68 Свойства действий со смешанными числами 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 69 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 70 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 71 Контрольная работа №4 1 72 Шкалы 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 73 Числовой луч 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 74 Координатный луч 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 75 Расстояние между точками координатного луча 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 76 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 77 Движение по координатному лучу 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 78 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 79 Одновременное движение двух объектов 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 80 Скорость сближения 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 81 Скорость удаления 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 82 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 83 Встречное движение 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 84 Движение в противоположных направлениях 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 85 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 86 Движение вдогонку 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 87 Движение с отставанием 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 88 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 89 Формула одновременного движения 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 90 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 91 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 92 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 93 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 94 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 95 Контрольная работа №5 1 96 Действия с составными именованными числами 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 97 Новые единицы площади 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 98 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru Часть 3 99 Сравнение углов 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 100 Развёрнутый угол. Смежные углы 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 101 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 102 Измерения углов 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 103 Угловой градус 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 104 Транспортир 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 105 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 106 Построение углов с помощью транспортира 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 107 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 108 Центральный угол 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 109 Круговые диаграммы 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 110 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 111 Столбчатые и линейные диаграммы 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 112 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 113 Контрольная работа №6 1 114 Пара элементов 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 115 Передача изображений 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 116 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 117 Координаты на плоскости 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 118 Построение точек по их координатам 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 119 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 120 Точки на осях координат 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 121 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 122 График движения 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 123 Чтение и построение графиков движения 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 124 Графики одновременного движения 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 125 Составление рассказов по графикам движения 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 126 Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 127 Контрольная работа №7 1 128 Повторение. Нумерация 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 129 Повторение. Сложение и вычитание именованных чисел 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 130 Повторение. Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 131 Повторение. Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 132 Итоговая контрольная работа 1 133 Повторение. Решение уравнений 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 134 Повторение. Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 135 Повторение. Решение задач 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru 136 Повторение. Математический КВН 1 https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Математика (в 3 частях), 4 класс /Петерсон Л.Г. – Москва: Просвещение, 2022 Л. Г . Петерсон и др. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы: 4 класс. В 2 частях. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ - Петерсон Л. Г. Математика. 4 класс: Методические рекомендации. Пособие для учителей. - Петерсон Л. Г. Устные упражнения на уроках математики, 4 класс – М.: «Школа 2000+…» - Электронное приложение к учебнику математики Л. Г. Петерсон 4 класс. – М.: «Школа 2000…» ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ - Школа 2000... https://www.sch2000.ru/ - Образовательная платформа Учи.ру: https://uchi.ru - Российская электронная школа https://resh.edu.ru/ - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, документ-камера ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Интерактивная доска. Комплект чертёжных инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль Промежуточная аттестация по предмету проводится в форме ВПР (Всероссийских проверочных работ) . Варианты работ можно посмотреть по ссылке: https://vprklass.ru/4-klass