Русский язык

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Департамент образования Администрации города Сарова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования» города Сарова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»

для 2 класса начального общего образования
на 2024-2025 учебный год

Составители:
Кварацхелия С.Н.
Мичурина Е.Б.
Морозова И.В.
Пантелеева Т.И.
Стрижова Т.В.
учителя начальных классов
Саров 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 2 классов на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори‐
теты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изученииво
многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство
познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает
значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно
таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных
сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский
язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности,
является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории
русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные
языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей,
чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского
языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе
речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения
младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной
культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами
являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование
ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов —
длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованиюречи
младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о
структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка,
орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших
школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и
правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию
речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», во 2 классе — 170 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника.
Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале
русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в

жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
—
приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание
значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского
языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как
показателя общей культуры человека;
—
овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений
о нормах современного русского литературного языка: аудированием,говорением, чтением, письмом;
—
овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике,
графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и
особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного
языка
(орфоэпических,
лексических,
грамматических,
орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
—
развитие функциональной грамотности, готовности к
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

успешному взаимодействию с

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры.
Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы
познания языка: наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и
безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков;
шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных
звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный звук [и] (повторение изученного в 1
классе). Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные и непарные по
звонкости — глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный — согласный;
гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный
звонкий — глухой, парный — непарный. Функции ь: показатель мягкости предшествующего соглас‐
ного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после
гласных). Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). Использование знания
алфавита при работе со словарями. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак
переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного
русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учеб‐ нике).
Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения
практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление).
Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или

уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (простые
случаи, наблюдение). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных
(родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая
часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых
слов. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употребление в
речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?»,«какая?», «какое?»,
«какие?»), употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее
распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица
языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной
речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Виды предложений по
эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички
животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта
морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под
ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1
классе). Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря
учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке соб‐
ственных и предложенных текстов. Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфо‐
графического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и
самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
· разделительный мягкий знак;
· сочетания чт, щн, нч;
· проверяемые безударные гласные в корне слова;
· парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
· непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
·
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных,
географические названия;
· раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного

решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного
мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).
Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и
орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить
к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным
наблюдениям и вопросам. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста.
Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность
частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка. Понимание текста: развитие умения формулировать
простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с
соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка во 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучениерусского
языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского
языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через
обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,уважении
и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных
отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный ичитательский
опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе вискусстве

слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового
образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выбореприемлемых
способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правилобщения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из
художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать
основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак,
лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи,
предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой
ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (наоснове
предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять
по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого

наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с
помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию всоответствии
с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно
создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями иусловиями
общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументировано высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с
речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные
учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получениярезультата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находитьорфографическую и
пунктуационную ошибку;

— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективнооценивать
их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать
конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
— осознавать язык как основное средство общения;
— характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный
парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по звонкости/глухости;
— определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных);
— делить слово на слоги;
— устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функцийбукв е,
ё, ю, я;
— обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова;
— находить однокоренные слова;
— выделять в слове корень (простые случаи);
— выделять в слове окончание;
— выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять
значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов (без называния
терминов);
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?»,«что?»;
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др.;
— распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
— определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
— применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических
названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий
знак;
— правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не
более 50 слов;
— писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не
более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;

— строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения на
определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
— формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1—2
предложения);
— составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
— определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
— составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
— писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на
вопросы;
—

объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем программ

Количество часов
всего

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, форма
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Контрольны Практические
е работы
работы

Раздел 1. Общие сведения о языке
1.1

1
Язык как основное средство человеческого общения и
явление национальной культуры. Многообразие
языкового пространства России и мира (первоначальные
представления).

1.2. Знакомство с различными методами познания языка:
наблюдение, анализ

1

Итого по разделу:

2

Раздел 2. Фонетика и графика

0

1

Устный опрос;
Рассказ учителя на тему «Язык —
средство общения людей и явление
культуры»;
Учебный диалог «Как язык помогает
понять историю и культуру народа?»;
Коллективное формулирование вывода о
языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной
культуры;
Работа в парах: сформулировать
суждение о красоте и богатстве русского
языка;
Обсуждение сведений о многообразии
языков в Российской Федерации;
Коллективное формулирование вывода о
многообразии языкового пространства
России;

Сайт «Я иду на урок начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия журнала «Начальная
школа»: http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
Социальная сеть работников
образования: http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola
Фестиваль
педагогических идей
«Открытый урок»:http://festival.1septe
mber.ru
Методические пособия и рабочие
программы учителям начальной школы:
http://nachalka.com Сетевое сообщество
педагогов: http://rusedu.net Учитель
портал: http://www.uchportal.ru

0

0

Диалог о том, как мы изучаем язык;
Формулирование коллективного вывода:
наблюдение и анализ — методы
изучения языка;

Сайт «Я иду на урок начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия журнала «Начальная
школа»: http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
Социальная сеть работников
образования: http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola 4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия и рабочие
программы учителям начальной школы:
http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество
педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель
портал: http://www.uchportal.ru

Устный опрос;

1.2. Знакомство с различными методами познания языка:
наблюдение, анализ

1

0

0

Диалог о том, как мы изучаем язык;
Формулирование коллективного вывода:
наблюдение и анализ — методы
изучения языка;

Устный опрос;

Сайт «Я иду на урок начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия журнала «Начальная
школа»: http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
Социальная сеть работников
образования: http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola 4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия и рабочие
программы учителям начальной школы:
http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество
педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель
портал: http://www.uchportal.ru

2.1. Повторение изученного в 1 классе:
1
смыслоразличительная функция звуков; различение
звуков и букв; различение ударных и безударных гласных
звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и
глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж],
[ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и
мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я;
согласный звук [й’] и гласный звук [и].

1

0

Учебный диалог о способах обозначения Устный опрос;
звука [й’];
текущий;
Работа с таблицей: определение способа письменный;
обозначения звука [й’] в приведённых
словах, запись в нужную ячейку
таблицы; Наблюдение за языковым
материалом: объяснение различий в
звукобуквенном составе слов с буквами
е, ё, ю, я (в начале слова и после
гласных);

2.2. Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные 2
звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости
согласные звуки. Качественная
характеристика звука: гласный — согласный; гласный
ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий,
парный — непарный; согласный звонкий — глухой,
парный — непарный.

1

1

Дидактическая игра «Определи звук по Устный опрос;
его характеристике»;
текущий.
письменный;
Практическая работа, в ходе которой
необходимо дать характеристику
нескольким звукам (гласные ударные/
безударные; согласные твёрдые/мягкие,
звонкие/глухие); Игра-соревнование
«Приведи пример звука» (в ходе игры
необходимо приводить примеры
гласных звуков, твёрдых/ мягких,
звонких/глухих согласных; парных и
непарных по твёрдости — мягкости
согласных звуков; парных и непарных
по звонкости — глухости согласных
звуков);

Сайт «Я иду на урок начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия журнала «Начальная
школа»: http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
Социальная сеть работников
образования: http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola 4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия и рабочие
программы учителям начальной школы:
http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество
педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель
портал: http://www.uchportal.ru
Сайт «Я иду на урок начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия журнала «Начальная
школа»: http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
Социальная сеть работников
образования: http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola 4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия и рабочие
программы учителям начальной школы:
http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество
педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель
портал: http://www.uchportal.ru

2.3. Функции ь: показатель мягкости предшествующего
согласного в конце и в середине слова; разделительный.
Использование на письме разделительных ъ и ь.

1

0

1

Наблюдение за языковым материалом с Устный опрос;
целью определения функций ь:
текущий;
показатель мягкости предшествующего письменный;
согласного в конце и в середине слова
или разделительный;
Практическая работа: характеристика
функций ь (разделительный и
показатель мягкости предшествующего
согласного) в предложенных словах;
Работа с записями на доске: обобщение
способов обозначения на письме
мягкости согласных звуков;

Сайт «Я иду на урок начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия журнала «Начальная
школа»: http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
Социальная сеть работников
образования: http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola 4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия и рабочие
программы учителям начальной школы:
http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество
педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель
портал: http://www.uchportal.ru

2.4. Установление соотношения звукового и буквенного
состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и
после гласных).

1

1

0

Наблюдение за языковым материалом: Устный опрос;
объяснение различий в звукобуквенном текущий;
составе слов с буквами е, ё, ю, я (в
письменный;
начале слова и после гласных);

Сайт «Я иду на урок начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия журнала «Начальная
школа»: http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
Социальная сеть работников
образования: http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola 4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия и рабочие
программы учителям начальной школы:
http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество
педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель
портал: http://www.uchportal.ru

2.5. Деление слов на слоги (в том числе при стечении
согласных).

1

1

0

Заполнение таблицы: группировка слов Устный опрос;
с разным соотношением количества
текущий;
звуков и букв (количество звуков равно письменный;
количеству букв, количество звуков
меньше количества букв, количество
звуков больше количества букв);
Учебный диалог, в ходе которого
актуализируется способ определения
количества слогов в слове;

Сайт «Я иду на урок начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия журнала «Начальная
школа»: http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
Социальная сеть работников
образования: http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola 4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия и рабочие
программы учителям начальной школы:
http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество
педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель
портал: http://www.uchportal.ru

2.6. Использование знания алфавита при работе со словарями. 1

0

1

Работа в парах: выполнение задания на Устный опрос;
текущий;
систематизацию информации
письменный;
(записывать слова в алфавитном
порядке);
Работа в группах: выполнение
практической задачи по поиску
предложенного набора слов в толковом
словаре (отрабатывается в том числе
умение использовать знание алфавита
для ориентации в словаре);
Комментированное выполнение задания
«Правильно ли слова расположили по
алфавиту» (отрабатывается умение
оценивать правильность выполнения
заданий);

Сайт «Я иду на урок начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия журнала «Начальная
школа»: http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
Социальная сеть работников
образования: http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola 4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия и рабочие
программы учителям начальной школы:
http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество
педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель
портал: http://www.uchportal.ru

2.7. Использование небуквенных графических средств:
1
пробела между словами, знака переноса, абзаца (красной
строки), пунктуационных знаков (в пределах изученного)

1

0

Работа со схемой «Звуки русского
языка», характеристика звуков речи с
опорой на схему;

Сайт «Я иду на урок начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия журнала «Начальная
школа»: http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
Социальная сеть работников
образования: http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola 4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия и рабочие
программы учителям начальной школы:
http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество
педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель
портал: http://www.uchportal.ru

Итого по разделу:
Раздел 3. Лексика

7

Устный опрос;
текущий;
письменный;

3.1. Понимание слова как единства звучания и значения.
Лексическое значение слова (общее представление).

3

0

1

Работа с рисунками: объяснять значение Устный опрос;
слова с опорой на рисунок и систему
текущзий;
вопросов;
письменный;
Дидактическая игра «Угадай, какое это
слово» (в ходе игры нужно опознавать
слова по их лексическим значениям);
Работа в группах: наблюдение за
значением слов в тексте, установление
значения слова с опорой на текст;
Работа с записями на доске: нахождение
ошибок в объяснении лексического
значения слов;

Сайт «Я иду на урок начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия журнала «Начальная
школа»: http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
Социальная сеть работников
образования: http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola 4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия и рабочие
программы учителям начальной школы:
http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество
педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель
портал: http://www.uchportal.ru

3.2. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Определение значения слова по тексту или уточнение
значения с помощью толкового словаря.

3

0

1

Практическая работа: выписать из
Устный опрос;
толкового словаря значение пяти слов, текущий;
которые раньше не знал(а);
письменный;
Работа в парах: один ученик читает
значение слова из толкового словаря в
учебнике, второй отгадывает это слово,
потом меняются ролями;
Творческое задание: составить
кроссворд, часть слов объяснить с
помощью рисунков, часть слов — с
помощью лексического значения слова;
Практическая работа: с опорой на
толковый словарь учебника определить,
лексические значения каких слов
записаны;
Работа с рисунками, на которых
изображены разные значения слов,
например слов корень, иголки, кисть: с
опорой на рисунки объяснить значения
многозначных слов;

Сайт «Я иду на урок начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия журнала «Начальная
школа»: http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
Социальная сеть работников
образования: http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola 4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия и рабочие
программы учителям начальной школы:
http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество
педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель
портал: http://www.uchportal.ru

3.3. Однозначные и многозначные слова (простые случаи,
наблюдение)

2

0

1

Работа в парах: сопоставление значений Устный опрос;
многозначного слова;
текущий;
Практическая работа: составление
письменный;
предложений с использованием
многозначных слов;
Самостоятельная работа: поиск в
толковом словаре учебника
многозначных слов, выписывание
словарной статьи в тетрадь; Творческая
работа: подобрать примеры
предложений к каждому из значений
многозначного слова — можно
составлять свои предложения, можно
искать в книгах;

Сайт «Я иду на урок начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия журнала «Начальная
школа»: http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
Социальная сеть работников
образования: http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola 4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия и рабочие
программы учителям начальной школы:
http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество
педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель
портал: http://www.uchportal.ru

-

3.4. Наблюдение за использованием в речи синонимов,
антонимов

2

Итого по разделу:

10

0

1

Устный опрос;
Наблюдение за словами, имеющими
текущий;
противоположное значение
письменный;
(антонимами). Анализ лексического
значения слов — антонимов;
Дидактическая игра «Назови слово,
противоположное по значению»; Работа
в парах: подбор антонимов к
предложенным словам;
Практическая работа: поиск в текстах
антонимов;
Работа в группах: анализ уместности
использования слов в предложениях,
находить случаи неудачного выбора
слова;

Сайт «Я иду на урок начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия журнала «Начальная
школа»: http://nsc.1september.ru/ind
ex.php
Социальная сеть работников
образования: http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola 4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия и рабочие
программы учителям начальной школы:
http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество
педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель
портал: http://www.uchportal.ru

1

0

Наблюдение за языковым материалом и Устный опрос;
рисунками: сопоставление значений
текущий;
нескольких родственных слов с опорой письменный;
на собственный речевой опыт и рисунки,
высказывание предположений о
сходстве и различии в значениях слов,
выявление слова, с помощью которого
можно объяснить значение всех
родственных слов; Объяснение
учителем приёма развёрнутого
толкования слова как способа
определения связи значений
родственных слов. Работа с понятиями
«корень», «однокоренные слова»: анализ
предложенных в учебнике определений;
Совместное составление алгоритма
выделения корня;
Использование составленного алгоритма
при решении практических задач по
выделению корня;
Самостоятельная работа: находить среди
предложенного набора слов слова с
заданным корнем;

3.Социальная сеть работников
образования: http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola 4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия и рабочие
программы учителям начальной школы:
http://nachalka.com

Раздел 4. Состав слова (морфемика)
4.1. Корень как обязательная часть слова. Однокоренные
(родственные) слова. Признаки однокоренных
(родственных) слов. Различение однокоренных слов и
синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными
корнями. Выделение в словах корня (простые случаи)

4

4.2. Окончание как изменяемая часть слова. Изменение
формы слова с помощью окончания. Различение
изменяемых и неизменяемых слов

5

0

1

4.3. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как
часть слова (наблюдение)

5

1

0

Итого по разделу:

14

Раздел 5. Морфология

Устный опрос;
Наблюдение за изменением формы
текущий;
слова; Работа с текстом, в котором
письменный;;
встречаются формы одного и того же
слова: поиск форм слова, сравнение
форм слова, выявление той части,
которой различаются формы слова
(изменяемой части слова);
Работа с понятием «окончание»: анализ
предложенного в учебнике определения;
Учебный диалог «Как различать разные
слова и формы одного и того же
слова?»; Практическая работа:
изменение слова по предложенному в
учебнике образцу, нахождение и
выделение в формах одного и того же
слова окончания;
Работа в группе: выполнение задания
«Помоги сверстнику из другой страны,
начавшему учить русский язык,
исправить ошибки» (ошибки связаны с
тем, что слова стоят в начальной форме);
Работа с записями на доске:
Устный опрос;
сопоставление однокоренных слов и
текущий;
выявление различий между ними в
письменный;;
значении и в буквенной записи (среди
родственных слов есть несколько слов с
суффиксами, например, это может быть
ряд гора, горка, горочка, горный,
гористый); Наблюдение за образованием
слов с помощью суффиксов, выделение
суффиксов, с помощью которых
образованы слова, высказывание
предположений о значении суффиксов;
Работа в группах: поиск среди
предложенного набора слов с
одинаковыми суффиксами;
Дифференцированное задание:
наблюдение за синонимией суффиксов;
Наблюдение за образованием слов с
помощью приставок, выделение
приставок, с помощью которых
образованы слова, высказывание
предположений о значении приставок;
Работа с таблицей: подбор примеров
слов с указанными в таблице
суффиксами и приставками;

3.Социальная сеть работников
образования: http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola 4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия и рабочие
программы учителям начальной школы:
http://nachalka.com

3.Социальная сеть работников
образования: http://nsportal.ru/nachalnaya
-shkola 4.Фестиваль
педагогических идей
«Открытый урок»:http://festival.1septe
mber.ru
5.Методические пособия и рабочие
программы учителям начальной школы:
http://nachalka.com

5.1. Имя существительное (ознакомление): общее значение,
вопросы («кто?»,
«что?»), употребление в речи

5

1

1

5.2. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что
делать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи

5

0

0

5.3. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение,
вопросы («какой?»,
«какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи

5

0

0

Устный опрос;
текущий;
письменный;;

Сайт «Я иду на урок начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия журнала «Начальная
школа»: http://nsc.1september.ru/ind
ex.php

Устный опрос;
текущий;
письменный;;

Сайт «Я иду на урок начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия журнала «Начальная
школа»: http://nsc.1september.ru/ind
ex.php

Наблюдение за предложенным набором Устный опрос;
слов: что обозначают, на какой вопрос текущий;
отвечают, формулирование вывода,
письменный;;
введение понятия
«имя прилагательное»;
Работа в парах: распределение имён
прилагательных на три группы в
зависимости от того, на какой вопрос
отвечают:«какой?»,
«какое?», «какая?»;
Наблюдение за лексическим значением
имён прилагательных;
Дифференцированное задание:
выявление общего признака группы
имён прилагательных;
Практическая работа: выписывание из
текста имён прилагательных;

Сайт «Я иду на урок начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия журнала «Начальная
школа»: http://nsc.1september.ru/ind
ex.php

Наблюдение за предложенным набором
слов: что обозначают, на какой вопрос
отвечают, формулирование вывода,
введение понятия
«имя существительное»;
Работа в парах: распределение имён
существительных на две группы в
зависимости от того, на какой вопрос
отвечают:«что?» или «кто?»;
Наблюдение за лексическим значением
имён существительных;
Упражнение: находить в тексте слова по
заданным основаниям (например, слова,
называющие явления природы, черты
характера и т. д.);
Дифференцированное задание:
выявление общего признака группы
слов;
Наблюдение за предложенным набором
слов: что обозначают, на какой вопрос
отвечают, формулирование вывода,
введение понятия
«глагол»;
Упражнение: распределение глаголов на
две группы в зависимости от того, на
какой вопрос отвечают: «что делать?»
или «что сделать?»;
Наблюдение за лексическим значением
глаголов. Дифференцированное задание:
группировка глаголов в зависимости от
того, называют они движение или
чувства; Практическая работа: выписать
из набора слов только глаголы;
Работа в парах: нахождение в тексте
глаголов;

5.4. Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее
4
распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об
и др.

1

0

Устный опрос;
Учебный диалог «Чем похожи и чем
текущий;
различаются предлоги и приставки?»;
письменный;;
Совместное составление алгоритма
различения приставок и предлогов;
Списывание предложений с раскрытием
скобок на основе применения алгоритма
различения предлогов и приставок;
Творческая работа: составление
предложений, в которых есть одинаково
звучащие предлоги и приставки;

Сайт «Я иду на урок начальной школы»:
http://nsc.1september.ru/uro k
Электронная версия журнала «Начальная
школа»: http://nsc.1september.ru/ind
ex.php

2

0

0

Обсуждение проблемного вопроса «Чем Устный опрос;
различаются предложение и „не
текущий;
предложение“?»;
письменный;;
Наблюдение за связью слов в
предложении; Упражнение: запись
предложений с употреблением слов в
предложениях в нужной форме (с
опорой на собственный речевой опыт);
Работа в парах: составление
предложений из набора слов;

Интерактивные плакаты
https://infourok.ru/interakt ivnie-pravila-porusskomu- yaziku

6.2. Предложение и слово. Отличие предложения от слова.
2
Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов
предложения (логическое ударение)

0

1

Обсуждение проблемного вопроса «Чем Устный опрос;
различаются предложение и „не
текущий;
предложение“?»;
письменный;;
Наблюдение за связью слов в
предложении; Упражнение: запись
предложений с употреблением слов в
предложениях в нужной форме (с
опорой на собственный речевой опыт);
Работа в парах: составление
предложений из набора слов;

Интерактивные плакаты
https://infourok.ru/interakt ivnie-pravila-porusskomu- yaziku

6.3. Виды предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные, побудительные
предложения.

0

0

Работа с рисунками и подписями к
Устный опрос;
рисункам (предложения различаются по текущий;
цели высказывания, например: «Снег
письменный;;
идёт. Снег идёт? Снег, иди!»): сравнение
ситуаций, изображённых на рисунке,
формулирование вывода о целях, с
которыми произносятся предложения;
Учебный диалог «Как соотносятся знаки
препинания в конце предложения с
целевой установкой предложения?»;
Составление таблицы «Виды
предложений по цели высказывания»,
подбор примеров;

Интерактивные плакаты
https://infourok.ru/interakt ivnie-pravila-porusskomu- yaziku

Итого по разделу:

19

Раздел 6. Синтаксис
6.1. Порядок слов в предложении; связь слов в предложении
(повторение). Предложение как единица языка.

2

6.4. Виды предложений по эмоциональной окраске (по
интонации): восклицательные и невосклицательные
предложения

2

Итого по разделу:

8

1

0

Работа с рисунками и подписями к
Устный опрос;
рисункам (предложения различаются по текущий;
эмоциональной окраске, например:
письменный;;
«Ланды‐ ши расцвели. Ландыши
расцвели!»): сравнение ситуаций,
изображённых на рисунках, наблюдение
за интонационным оформлением
предложений;
Работа в парах: сопоставление
предложений, различающихся по
эмоциональной окраске, произношение
предложений с
соответствующей интонацией;
Практическая работа: выбирать из
текста предложения по заданным
признакам;

Интерактивные плакаты
https://infourok.ru/interaktivnie-pravila-porusskomu-yaziku

0

0

Учебный диалог «Как использовать
Устный опрос;
алгоритм порядка действий при
текущий;
списывании?»; Комментированное
письменный;;
письмо: объяснение различия в
звукобуквенном составе записываемых
слов;
Упражнения на закрепление правила
написания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу,
щу; чк, чн. Взаимопроверка.
Осуществление самоконтроля
использования правила; Наблюдение за
языковым материалом: формулирование
на основе анализа предложенного
материала ответа на вопрос, связанный с
правилом переноса слов, уточнение
правила переноса слов (буквы й, ь, ъ);
Работа с таблицей (в одном столбце
слова разделены по слогам, в другом
столбце эти же слова разделены для
переноса): сопоставление различия
деления слов на слоги и для переноса,
объяснение разницы; Практическая
работа: запись слов с делением для
переноса, осуществление самоконтроля
при делении слов для переноса;
Дифференцированное задание:
нахождение слов по заданному
основанию (слова, которые нельзя
перенести);

http://school-collection.edu.ru/

Раздел 7. Орфография и пунктуация
7.1. Повторение правил правописания, изученных в 1 классе: 7
прописная буква в начале предложения и в именах
собственных (имена, фамилии, клички животных); знаки
препинания в конце предложения; перенос слов со строки
на строку (без учёта морфемного членения слова);
гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк,
чн.

7.2. Формирование орфографической зоркости: осознание
места возможного возникновения орфографической
ошибки.

7

0

0

7.3. Понятие орфограммы.

2

0

0

7.4. Использование различных способов решения
орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове.

7

0

0

Самоконтроль: проверка своих
письменных работ по другим предметам
с целью исправления возможных
ошибок на применение правила
переноса слов;
Практическая работа: запись
предложений с использованием правила
написания собственных имён
существительных;
Работа в парах: ответы на вопросы, в
которых обязательно нужно будет
применить правило написания
собственных имён существительных;
Творческое задание: написать текст, в
котором встретится не менее шести
имён собственных;
Наблюдение за языковым материалом
(слова с безударными гласными в корне
слова или слова с парными по звонкости
— глухости согласными на конце
слова): знакомство с понятием
«орфограмма»;
Обсуждение особенностей обозначения
буквами проверяемых безударных
гласных в корне слова в процессе
сравнения написания ударных и
безударных гласных в однокоренных
словах;
Учебный диалог «Как планировать
порядок действий при выявлении места
возможной орфографической ошибки»;
Наблюдение за языковым материалом
(слова с безударными гласными в корне
слова или слова с парными по звонкости
— глухости согласными на конце
слова): знакомство с понятием
«орфограмма»;
Обсуждение особенностей обозначения
буквами проверяемых безударных
гласных в корне слова в процессе
сравнения написания ударных и
безударных гласных в однокоренных
словах;
Учебный диалог «Как планировать
порядок действий при выявлении места
возможной орфографической ошибки»;
Совместная разработка алгоритма
применения орфограммы «Проверяемые
безударные гласные в корне слова»;
Упражнение: нахождение и фиксация
орфограммы «Проверяемые безударные
гласные в корне слова»;

Устный опрос;
текущий;
письменный;;

http://school-collection.edu.ru/

Устный опрос;
текущий;
письменный;;

http://school-collection.edu.ru/

Устный опрос;
текущий;
письменный;;

http://school-collection.edu.ru/

7.5. Использование орфографического словаря учебника для
определения (уточнения) написания слова.

5

0

0

Устный опрос;
Учебный диалог «Как планировать
порядок действий при выявлении места текущий;
возможной орфографической ошибки»; письменный;;
Совместная разработка алгоритма
применения орфограммы «Проверяемые
безударные гласные в корне слова»;
Упражнение: нахождение и фиксация
орфограммы «Проверяемые безударные
гласные в корне слова»;
Работа в парах: выявление в ряду
родственных слов нескольких
проверочных слов;

http://school-collection.edu.ru/

7.6. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и
предложенных текстов.

2

1

0

Объяснение учащимися собственных
Устный опрос;
действий при подборе проверочных слов текущий;
и указание на тип орфограммы;
письменный;;
Работа в парах: аргументировать
написание в тексте слов с изученными
орфограммами; Комментированное
письмо при записи слов под диктовку:
выявлять наличие в корне слова
изучаемых орфограмм, обосновывать
способ проверки орфограмм;
Самостоятельная работа: находить и
фиксировать (графически обозначать)
орфограммы;

http://school-collection.edu.ru/

1

0

Объяснение учащимися собственных
Устный опрос;
действий при подборе проверочных слов текущий;
и указание на тип орфограммы;
письменный;;
Работа в парах: аргументировать
написание в тексте слов с изученными
орфограммами; Комментированное
письмо при записи слов под диктовку:
выявлять наличие в корне слова
изучаемых орфограмм, обосновывать
способ проверки орфограмм;
Самостоятельная работа: находить и
фиксировать (графически обозначать)
орфограммы;

http://school-collection.edu.ru/

7.7. Ознакомление с правилами правописания и их
20
применение:разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии,
отчества людей, клички животных, географические
названия;
раздельное написание предлогов с именами
существительными
Итого по разделу:
Раздел 8. Развитие речи

50

8.1. Выбор языковых средств в соответствии с целями и
5
условиями устного общения для эффективного решения
коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос,
для выражения собственного мнения). Овладение
основными умениями ведения разговора (начать,
поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.
п.). Практическое овладение диалогической формой речи.
Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических
норм в ситуациях учебного и бытового общения.

0

0

8.2. Умение договариваться и приходить к общему решению в 3
совместной деятельности при проведении парной и
групповой работы

0

0

Учебный диалог, в ходе которого
учащиеся учатся определять
особенности ситуации общения: цели,
задачи, состав участников, место, время,
средства коммуникации; Обобще ние
результатов диалога: сообщение учителя
о том, что в ситуации общения важно
удерживать цель общения, учитывать, с
кем и где происходит общение,
поскольку от этих особенностей
ситуации зависит выбор языковых
средств; Комментированный устный
выбор правильной реплики из
нескольких предложенных, обоснование
целесообразности выбора языковых
средств, соответствующих цели и
условиям общения; Ролевые игры,
разыгрывание сценок для отработки
умений ведения разговора: начать,
поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и т. п.;
Творческое задание: создание
собственных диалогов в ситуациях
необходимости начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь внимание
и т. п.;
Наблюдение за нормами речевого
этикета; Ролевая игра, в которую
включена отработка этикетных
выражений;
Самонаблюдение с целью оценить
собственную речевую культуру во время
повседневного общения;
Работа в группе: анализировать
уместность использования средств
общения в предложенных речевых
ситуациях; Упражнение: нахождение в
предложенных текстах ошибок,
связанных с правилами общения,
нормами речевого этикета, исправление
найденных ошибок;
Ролевая игра «Наблюдатели», цель игры
связана с оцениванием правильности
выбора языковых и неязыковых средств
устного общения на уроке и на
переменах; Творческое задание: создать
плакат с правилами участия в диалоге
(умение слышать, точно реагировать на
реплики,поддерживать разговор,
приводить доводы);
Речевой тренинг: при разыгрывании
ситуаций анализировать собственную
успешность участия в диалоге,
успешность участия в нём другой
стороны;

Устный;
письменный;
текущий;;

http://school-collection.edu.ru/

Устный;
письменный;
текущий;;

http://school-collection.edu.ru/

8.3. Составление устного рассказа по репродукции картины. 3
Составление устного рассказа по личным наблюдениям и
вопросам

0

0

8.4. Текст. Признаки текста: смысловое единство
3
предложений в тексте; последовательность предложений
в тексте; выражение в тексте законченной мысли.

0

0

Устный;
Составление устного рассказа по
картине с опорой на вопросы / с опорой письменный;
на ключевые слова / самостоятельно;
текущий;;
Экскурсия в художественный музей (при
наличии в месте проживания) или
виртуальная экскурсия по
художественному музею;
Выбор картины, которая произвела
наибольшее впечатление во время
экскурсии. Устный рассказ об этой
картине;
Устный рассказ об этой картине;
Проектное задание «Готовим
виртуальную экскурсию по залам
Третьяковской галереи»: каждый ученик
в классе выбирает одну
картину и готовит о ней рассказ, все
рассказы соединяются в целостную
экскурсию;
Проект «Выставка одной картины»:
каждую неделю в классе проводится
выставка одной картины, картины по
очереди подбирают учащиеся класса и
готовят устный рассказ о выбранной
картине;
Экскурсия, по результатам которой
составляется устный рассказ по личным
наблюдениям во время экскурсии или по
вопросам учителя;
Учебный диалог «Сравниваем слово,
Устный;
предложение, текст», выявление в ходе письменный;
диалога сходства и различия слова,
текущий;;
предложения, текста;
Наблюдение за языковым материалом:
несколько примеров текстов и «не
текстов» (нарушена последовательность
предложений
/ несколько предложений, которые не
связаны единой темой / несколько
предложений об одном и том же, но не
выражающих мысль), сравнение,
выявление признаков текста: смысловое
единство предложений в тексте;
последовательность предложений в
тексте; выражение в тексте законченной
мысли;
Работа в парах: различение текста и «не
текста», аргументация своей точки
зрения; Наблюдение за способами связи
предложений в тексте, высказывание
предположений о способах связи
предложе‐ ний в тексте;
Наблюдение за последовательностью
предложений в тексте;
Самостоятельная работа:
восстановление деформированного
текста — необходимо определить
правильный порядок предложений в
тексте;

http://school-collection.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

8.5. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор
4
заголовков к предложенным текстам. Последовательность
частей текста (абзацев). Корректирование текстов с
нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы
текстов: описание, повествование, рассуждение, их
особенности (первичное ознакомление).

0

0

8.6. Знакомство с жанром поздравления.

2

0

0

8.7. Понимание текста: развитие умения формулировать
5
простые выводы на основе информации, содержащейся в
тексте.

0

0

Практическая работа: формулирование Устный;
основной мысли предложенных текстов; письменный;
Наблюдение за структурой текста,
текущий;;
знакомство с абзацем как структурным
компонентом текста, формулирование
выводов о том, что в абзаце содержится
микротема;
Совместная работа: определение
последовательности абзацев в тексте с
нарушенным порядком следования
абзацев; Индивидуальная работа:
определение порядка следования
абзацев;
Дифференцированное задание:
выделение абзацев в тексте, в котором
абзацы не выделены;
Обсуждение: как связана основная
мысль текста с содержанием каждого
абзаца; Практическая работа:
формулирование основной мысли текста
и основной мысли каждого абзаца;
преобразование основной мысли в
предложение;
Обсуждение особенностей жанра
Устный;
поздравления в ходе анализа
письменный;
предложенных примеров поздравлений, текущий;;
анализ структуры текстов-поздравлений;
Творческое задание: создание текста
поздравительной открытки (выбор
повода для поздравления определяется
самими учащимися);

http://school-collection.edu.ru/

Учебный диалог «Какие могут быть
Устный;
цели при создании текстов?»,
письменный;
высказывание учащимися
текущий;;
предположений о целях создания текста;
Наблюдение за особенностями текстаописания, установление его
особенностей, нахождение в тексте
средств создания описания;
Обсуждение различных
текстовописаний (художественных,
научных описаний): выявление сходства
и различий; Наблюдение за
текстомповествованием и установление
его особенностей;
Работа в группах: сравнение текстов-‐
повествований с текстами-описаниями;
Наблюдение за текстом-рассуждением,
установление его особенностей;
Учебный диалог «Что важно для
составления текста-рассуждения?»;

http://school-collection.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

8.8. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением
правильной интонации. Подробное изложение
повествовательного текста объёмом 30 —45 слов с
опорой на вопросы

5

Итого по разделу:

30

Резервное время

30

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

0

0

12

12

Устный;
Коллективный анализ содержания
текста, который предложен как основа письменный;
для изложения (повествовательный
текущий;
текст объёмом 30—45 слов);
Устные ответы на поставленные к тексту
вопросы;
Устный пересказ текста с опорой на
вопросы; Письменное подробное
изложение содержания текста с опорой
на вопросы; Самопроверка с
возможностью коррек‐ тировки
пересказа;

http://school-collection.edu.ru/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
В. А. Синякова , Русский язык 2 класс Контрольно-измерительные материалы
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 2 класс. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебно- методические пособия для учителя.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok
2.Электроннаяверсия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php
3.Социальная сеть работников образования:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola4.Фестивальпедагогических
идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru
5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com
6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net
7. Учитель портал: http://www.uchportal.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по
русскому языку.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1.
2.
3.

Классная магнитная доска.
Колонки
Компьютер

Контрольно-измерительные материалы
по предмету «Русский язык»
2 класс
Программа «Школа России»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний,
является их систематическая проверка и оценка.
Проверка обеспечивает мне возможность определить качество знаний учащихся,
уровень владения формируемыми умениями. Это, в свою очередь, позволяет оценить
готовность учащихся к изучению нового материала и эффективность применяемых
методов и приёмов обучения.
Для учащихся проверка важна:
1. она служит подкреплением правильности формирующихся знаний или
тормозом неверных связей;
2. сам факт проверки психологически настраивает на качественную работу,
развивает самоконтроль.
В школьной практике проверка осуществляется в устной и письменной форме;
применяются текущий тематический контроль и итоговый учёт знаний.
Основными видами письменных проверочных работ по русскому языку являются:
диктанты, проверочные списывания, грамматические задания, изложения, сочинения.
Целью составленных мной проверочных работ является проверка усвоения
программного материала по изученным темам курса по учебнику В.П.Канакиной,
В.Г.Горецкого «Русский язык».

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ
Оценки:
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 1
(за 1 полугодие)
Ягода, дорога, осина, до свидания, сахар, извините, капуста, жёлтый, посуда,
сентябрь, алфавит.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 2
(за год)
Россия, город, улица, обед, магазин, облако, апрель, шёл, берёза, здравствуйте,
родина, фамилия.
ДИКТАНТЫ
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и
навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися
изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой
анализ слов и предложений.
Оценки:
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
 нарушение правил орфографии при написании слов;
 пропуск и искажение букв в словах;
 замену слов;
 отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
 неправильное написание словарных слов.
За одну ошибку в диктанте считаются:
 два исправления;
 две пунктуационные ошибки;
 повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
 повторение одной и той же буквы в слове;
 недописанное слово;
 перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая
опущена;
 дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматические задания

"5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
"4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

"2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

ДИКТАНТ № 1
(входной)
Цель: проверка остаточных знаний по программе первого класса и навыков
каллиграфического написания букв, умение самостоятельно работать, оформлять
предложения.
В лесу.
Андрей и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по
веткам белки. Спрятались под елкой серые ежики.
Примечание: выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются
учителем.
Грамматическое задание:
1. Слова: идут, рядом, ёжики – разделить на слоги.
2. Найди и подчеркни в тексте слова, которые можно переносить двумя
способами.
ДИКТАНТ № 2
По теме «Предложение»
Цель: проверить умение правильно писать слова с орфограммами, определять
границы предложений, оформлять работу .
Пушок
У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие.
Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.
Грамматическое задание:
1. В предложениях 4 и 5 подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
2. Выписать из текста слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чк-чн

ДИКТАНТ № 3
по теме «Слово и его значение»
Цель: проверить умение применять на практике правила написания слов на
изученные орфограммы, правильно переносить слова.
Зимой в лесу
Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка.
В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке
в дупле. (Объём слов: 31)
Грамматическое задание:
1. Спишите первое предложение, разделив слова для переноса.

2. Напишите однокоренные слова к слову белка.
3. Напишите антонимы.
тепло – …
сытно – …
ДИКТАНТ № 4
по теме «Гласные и согласные звуки»
Цель: проверить умение писать слова на изученные орфограммы, слова с парными
согласными на конце и в середине слова; делать звуко-буквенный анализ слов.
Зяблик
По ночам холод. В лесу ещё лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лёд. А
на еловой ветке сидит зяблик. Он поёт. По всему лесу летит его трель.
Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала
птичья песня. Это привет весне.
Грамматическое задание:
1. Выпишите из текста три слова с парными согласными, орфограмму
подчеркните.
2. Сделайте звуко-буквенный анализ слов (1 вариант – снег, 2 вариант – лёд)

Диктант №5
по теме «Мягкий знак»
Цель: обобщить знанияучащихсяо мягком знаке;
орфографических навыков на основе изученных тем.

проверить

усвоение

Весна
Наступила весна. Ночью продолжает хозяйничать мороз. Днём пригревает весеннее
солнце. За окошком слышна музыка капели. Ручьи один за другим бегут к реке. Над
деревьями снуют птичьи стайки. Радостно чирикают воробьи.
(30 слов)
Грамматические задания
1. Выпишите из текста по одному слову с ь — показателем мягкости и с
разделительным ь.
2. Слова шестого предложения разделите на слоги и для переноса.
Диктант №6
По теме « Заглавная буква»
Цель: проверить умение писать слова на изученные орфограммы
Главный город
Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков,
проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар,
Садовое кольцо.

Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в
сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой. (Объём слов: 41)
Слова для справок: улица, проспект, на Плющихе.
Грамматическое задание:
1. Подчеркните заглавную букву в фамилиях людей, кличках животных,
географических названиях.
2. В последнем предложении поставьте знак ударения над всеми словами.
3. Запишите название населенного пункта, в котором вы живете.

ДИКТАНТ № 7
(за год)
Цель: проверить уровень навыков правописания слов на изученные в течение
учебного года орфограммы; умение определять границы предложения; подбирать
однокоренные слова, разбирать предложения по частям речи и членам предложения.
Дождь.
Красив наш лес! В лесу много грибов и ягод. В лесном озере цвели лилии. Однажды
мы собирали в лесу землянику. Вдруг подул ветер. Зашумели деревья. Хлынул
сильный дождь. Густая ель укрыла нас от дождя. Скоро дождь утих. Заблестели на
траве дождинки. (Объём слов: 42)
Слова для справок: собирали, однажды, заблестели.
Грамматические задания:
1. В последнем предложении подчеркнуть главные члены предложения, обозначьте
части речи.
2. Подобрать однокоренные слова: лес –
3. Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение,
обозначьте орфограмму:
…. – д…ждинки
…. - гр…бов
…..- цв…ли
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных
орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков.
Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать
орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста,
выписывать ту или иную часть текста.
Оценки:
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 1
Цель работы – проверить умения списывать с доски, находить опасные места в
словах, правильно ставить знаки препинания.
Хорошо.
Рано утром я вышел на крыльцо и увидел Нюру. Она шла в школу. В руках у
неё был букет цветов и портфель. Я смотрел на девочку и улыбался.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 2
Цель: формировать навык самостоятельной работы, проверять сформированность
навыка списывания и каллиграфические навыки.
Старые знакомые
Слонёнок, попугай, удав и мартышка жили в Африке. Каждый день они
собирались вместе. Мартышка пела смешные песенки. Удав, слонёнок и попугай
слушали и смеялись. Слонёнок задавал всем умные вопросы. Иногда слонёнок и
мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него.
Всем было очень весело.
(По Г. Остеру)
Используемые источники
1. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. Учебник для 2 класса начальной
школы. В двух частях. Часть 1.
2. Моисеев И.А. Контроль и оценка результатов обучения: 1-4 классы. (Педагогика.
Психология. Управление.)
3 Никифорова В. В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 2 класс.
М.: ВАКО, 2010, 80 с. (Контрольно-измерительные материалы)
4. Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю.Васильева, Поурочные разработки по русскому
языку к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».