МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Департамент образования Администрации города Сарова Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования» города Сарова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для 2 класса начального общего образования на 2024-2025 учебный год Составители: Кварацхелия С.Н. Мичурина Е.Б. Морозова И.В. Пантелеева Т.И. Стрижова Т.В. учителя начальных классов Саров 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 2 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приори‐ теты, сформулированные в Примерной программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК" Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изученииво многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованиюречи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение». Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», во 2 классе — 170 ч. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК" В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: — приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; — овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием,говорением, чтением, письмом; — овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; — развитие функциональной грамотности, готовности к изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. успешному взаимодействию с СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Общие сведения о языке Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ. Фонетика и графика Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный звук [и] (повторение изученного в 1 классе). Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Функции ь: показатель мягкости предшествующего соглас‐ ного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). Использование знания алфавита при работе со словарями. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного). Орфоэпия Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учеб‐ нике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач. Лексика Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов. Состав слова (морфемика) Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение). Морфология Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?»,«какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. Синтаксис Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения. Орфография и пунктуация Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе). Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке соб‐ ственных и предложенных текстов. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфо‐ графического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Правила правописания и их применение: · разделительный мягкий знак; · сочетания чт, щн, нч; · проверяемые безударные гласные в корне слова; · парные звонкие и глухие согласные в корне слова; · непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); · прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия; · раздельное написание предлогов с именами существительными. Развитие речи Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы. Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). Поздравление и поздравительная открытка. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации. Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение русского языка во 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучениерусского языка, отражающего историю и культуру страны; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; — уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях; духовно-нравственного воспитания: — признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный ичитательский опыт; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: — уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; — стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе вискусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования; — бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выбореприемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правилобщения; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений; экологического воспитания: — бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; — неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия: — сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц; — объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; — определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; — находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; — выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; — устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. Базовые исследовательские действия: — с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; — сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (наоснове предложенных критериев); — проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: — выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; — согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); — соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию всоответствии с учебной задачей; — понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия Общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями иусловиями общения в знакомой среде; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументировано высказывать своё мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; — готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: — планировать действия по решению учебной задачи для получениярезультата; — выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; — соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; — находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находитьорфографическую и пунктуационную ошибку; — сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективнооценивать их по предложенным критериям. Совместная деятельность: — формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; — ответственно выполнять свою часть работы; — оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения во втором классе обучающийся научится: — осознавать язык как основное средство общения; — характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный/непарный по твёрдости/мягкости; согласный парный/непарный по звонкости/глухости; — определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных); — делить слово на слоги; — устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функцийбукв е, ё, ю, я; — обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова; — находить однокоренные слова; — выделять в слове корень (простые случаи); — выделять в слове окончание; — выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов); — распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?»,«что?»; — распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др.; — распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; — определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; — находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; — применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак; — правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов; — писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания; — находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; — пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника; — строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; — формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1—2 предложения); — составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам; — определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему; — составлять текст из разрозненных предложений, частей текста; — писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы; — объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программ Количество часов всего Дата изучения Виды деятельности Виды, форма контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Контрольны Практические е работы работы Раздел 1. Общие сведения о языке 1.1 1 Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира (первоначальные представления). 1.2. Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ 1 Итого по разделу: 2 Раздел 2. Фонетика и графика 0 1 Устный опрос; Рассказ учителя на тему «Язык — средство общения людей и явление культуры»; Учебный диалог «Как язык помогает понять историю и культуру народа?»; Коллективное формулирование вывода о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры; Работа в парах: сформулировать суждение о красоте и богатстве русского языка; Обсуждение сведений о многообразии языков в Российской Федерации; Коллективное формулирование вывода о многообразии языкового пространства России; Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net Учитель портал: http://www.uchportal.ru 0 0 Диалог о том, как мы изучаем язык; Формулирование коллективного вывода: наблюдение и анализ — методы изучения языка; Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель портал: http://www.uchportal.ru Устный опрос; 1.2. Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ 1 0 0 Диалог о том, как мы изучаем язык; Формулирование коллективного вывода: наблюдение и анализ — методы изучения языка; Устный опрос; Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель портал: http://www.uchportal.ru 2.1. Повторение изученного в 1 классе: 1 смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я; согласный звук [й’] и гласный звук [и]. 1 0 Учебный диалог о способах обозначения Устный опрос; звука [й’]; текущий; Работа с таблицей: определение способа письменный; обозначения звука [й’] в приведённых словах, запись в нужную ячейку таблицы; Наблюдение за языковым материалом: объяснение различий в звукобуквенном составе слов с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных); 2.2. Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные 2 звуки. Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. 1 1 Дидактическая игра «Определи звук по Устный опрос; его характеристике»; текущий. письменный; Практическая работа, в ходе которой необходимо дать характеристику нескольким звукам (гласные ударные/ безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие); Игра-соревнование «Приведи пример звука» (в ходе игры необходимо приводить примеры гласных звуков, твёрдых/ мягких, звонких/глухих согласных; парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков; парных и непарных по звонкости — глухости согласных звуков); Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель портал: http://www.uchportal.ru Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель портал: http://www.uchportal.ru 2.3. Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь. 1 0 1 Наблюдение за языковым материалом с Устный опрос; целью определения функций ь: текущий; показатель мягкости предшествующего письменный; согласного в конце и в середине слова или разделительный; Практическая работа: характеристика функций ь (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного) в предложенных словах; Работа с записями на доске: обобщение способов обозначения на письме мягкости согласных звуков; Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель портал: http://www.uchportal.ru 2.4. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). 1 1 0 Наблюдение за языковым материалом: Устный опрос; объяснение различий в звукобуквенном текущий; составе слов с буквами е, ё, ю, я (в письменный; начале слова и после гласных); Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель портал: http://www.uchportal.ru 2.5. Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). 1 1 0 Заполнение таблицы: группировка слов Устный опрос; с разным соотношением количества текущий; звуков и букв (количество звуков равно письменный; количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв); Учебный диалог, в ходе которого актуализируется способ определения количества слогов в слове; Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель портал: http://www.uchportal.ru 2.6. Использование знания алфавита при работе со словарями. 1 0 1 Работа в парах: выполнение задания на Устный опрос; текущий; систематизацию информации письменный; (записывать слова в алфавитном порядке); Работа в группах: выполнение практической задачи по поиску предложенного набора слов в толковом словаре (отрабатывается в том числе умение использовать знание алфавита для ориентации в словаре); Комментированное выполнение задания «Правильно ли слова расположили по алфавиту» (отрабатывается умение оценивать правильность выполнения заданий); Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель портал: http://www.uchportal.ru 2.7. Использование небуквенных графических средств: 1 пробела между словами, знака переноса, абзаца (красной строки), пунктуационных знаков (в пределах изученного) 1 0 Работа со схемой «Звуки русского языка», характеристика звуков речи с опорой на схему; Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель портал: http://www.uchportal.ru Итого по разделу: Раздел 3. Лексика 7 Устный опрос; текущий; письменный; 3.1. Понимание слова как единства звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). 3 0 1 Работа с рисунками: объяснять значение Устный опрос; слова с опорой на рисунок и систему текущзий; вопросов; письменный; Дидактическая игра «Угадай, какое это слово» (в ходе игры нужно опознавать слова по их лексическим значениям); Работа в группах: наблюдение за значением слов в тексте, установление значения слова с опорой на текст; Работа с записями на доске: нахождение ошибок в объяснении лексического значения слов; Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель портал: http://www.uchportal.ru 3.2. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. 3 0 1 Практическая работа: выписать из Устный опрос; толкового словаря значение пяти слов, текущий; которые раньше не знал(а); письменный; Работа в парах: один ученик читает значение слова из толкового словаря в учебнике, второй отгадывает это слово, потом меняются ролями; Творческое задание: составить кроссворд, часть слов объяснить с помощью рисунков, часть слов — с помощью лексического значения слова; Практическая работа: с опорой на толковый словарь учебника определить, лексические значения каких слов записаны; Работа с рисунками, на которых изображены разные значения слов, например слов корень, иголки, кисть: с опорой на рисунки объяснить значения многозначных слов; Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель портал: http://www.uchportal.ru 3.3. Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение) 2 0 1 Работа в парах: сопоставление значений Устный опрос; многозначного слова; текущий; Практическая работа: составление письменный; предложений с использованием многозначных слов; Самостоятельная работа: поиск в толковом словаре учебника многозначных слов, выписывание словарной статьи в тетрадь; Творческая работа: подобрать примеры предложений к каждому из значений многозначного слова — можно составлять свои предложения, можно искать в книгах; Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель портал: http://www.uchportal.ru - 3.4. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов 2 Итого по разделу: 10 0 1 Устный опрос; Наблюдение за словами, имеющими текущий; противоположное значение письменный; (антонимами). Анализ лексического значения слов — антонимов; Дидактическая игра «Назови слово, противоположное по значению»; Работа в парах: подбор антонимов к предложенным словам; Практическая работа: поиск в текстах антонимов; Работа в группах: анализ уместности использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова; Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net 7.Учитель портал: http://www.uchportal.ru 1 0 Наблюдение за языковым материалом и Устный опрос; рисунками: сопоставление значений текущий; нескольких родственных слов с опорой письменный; на собственный речевой опыт и рисунки, высказывание предположений о сходстве и различии в значениях слов, выявление слова, с помощью которого можно объяснить значение всех родственных слов; Объяснение учителем приёма развёрнутого толкования слова как способа определения связи значений родственных слов. Работа с понятиями «корень», «однокоренные слова»: анализ предложенных в учебнике определений; Совместное составление алгоритма выделения корня; Использование составленного алгоритма при решении практических задач по выделению корня; Самостоятельная работа: находить среди предложенного набора слов слова с заданным корнем; 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com Раздел 4. Состав слова (морфемика) 4.1. Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи) 4 4.2. Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов 5 0 1 4.3. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение) 5 1 0 Итого по разделу: 14 Раздел 5. Морфология Устный опрос; Наблюдение за изменением формы текущий; слова; Работа с текстом, в котором письменный;; встречаются формы одного и того же слова: поиск форм слова, сравнение форм слова, выявление той части, которой различаются формы слова (изменяемой части слова); Работа с понятием «окончание»: анализ предложенного в учебнике определения; Учебный диалог «Как различать разные слова и формы одного и того же слова?»; Практическая работа: изменение слова по предложенному в учебнике образцу, нахождение и выделение в формах одного и того же слова окончания; Работа в группе: выполнение задания «Помоги сверстнику из другой страны, начавшему учить русский язык, исправить ошибки» (ошибки связаны с тем, что слова стоят в начальной форме); Работа с записями на доске: Устный опрос; сопоставление однокоренных слов и текущий; выявление различий между ними в письменный;; значении и в буквенной записи (среди родственных слов есть несколько слов с суффиксами, например, это может быть ряд гора, горка, горочка, горный, гористый); Наблюдение за образованием слов с помощью суффиксов, выделение суффиксов, с помощью которых образованы слова, высказывание предположений о значении суффиксов; Работа в группах: поиск среди предложенного набора слов с одинаковыми суффиксами; Дифференцированное задание: наблюдение за синонимией суффиксов; Наблюдение за образованием слов с помощью приставок, выделение приставок, с помощью которых образованы слова, высказывание предположений о значении приставок; Работа с таблицей: подбор примеров слов с указанными в таблице суффиксами и приставками; 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya -shkola 4.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:http://festival.1septe mber.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 5.1. Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи 5 1 1 5.2. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.), употребление в речи 5 0 0 5.3. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи 5 0 0 Устный опрос; текущий; письменный;; Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Устный опрос; текущий; письменный;; Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Наблюдение за предложенным набором Устный опрос; слов: что обозначают, на какой вопрос текущий; отвечают, формулирование вывода, письменный;; введение понятия «имя прилагательное»; Работа в парах: распределение имён прилагательных на три группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают:«какой?», «какое?», «какая?»; Наблюдение за лексическим значением имён прилагательных; Дифференцированное задание: выявление общего признака группы имён прилагательных; Практическая работа: выписывание из текста имён прилагательных; Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «имя существительное»; Работа в парах: распределение имён существительных на две группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают:«что?» или «кто?»; Наблюдение за лексическим значением имён существительных; Упражнение: находить в тексте слова по заданным основаниям (например, слова, называющие явления природы, черты характера и т. д.); Дифференцированное задание: выявление общего признака группы слов; Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «глагол»; Упражнение: распределение глаголов на две группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают: «что делать?» или «что сделать?»; Наблюдение за лексическим значением глаголов. Дифференцированное задание: группировка глаголов в зависимости от того, называют они движение или чувства; Практическая работа: выписать из набора слов только глаголы; Работа в парах: нахождение в тексте глаголов; 5.4. Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее 4 распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. 1 0 Устный опрос; Учебный диалог «Чем похожи и чем текущий; различаются предлоги и приставки?»; письменный;; Совместное составление алгоритма различения приставок и предлогов; Списывание предложений с раскрытием скобок на основе применения алгоритма различения предлогов и приставок; Творческая работа: составление предложений, в которых есть одинаково звучащие предлоги и приставки; Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/uro k Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/ind ex.php 2 0 0 Обсуждение проблемного вопроса «Чем Устный опрос; различаются предложение и „не текущий; предложение“?»; письменный;; Наблюдение за связью слов в предложении; Упражнение: запись предложений с употреблением слов в предложениях в нужной форме (с опорой на собственный речевой опыт); Работа в парах: составление предложений из набора слов; Интерактивные плакаты https://infourok.ru/interakt ivnie-pravila-porusskomu- yaziku 6.2. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. 2 Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение) 0 1 Обсуждение проблемного вопроса «Чем Устный опрос; различаются предложение и „не текущий; предложение“?»; письменный;; Наблюдение за связью слов в предложении; Упражнение: запись предложений с употреблением слов в предложениях в нужной форме (с опорой на собственный речевой опыт); Работа в парах: составление предложений из набора слов; Интерактивные плакаты https://infourok.ru/interakt ivnie-pravila-porusskomu- yaziku 6.3. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. 0 0 Работа с рисунками и подписями к Устный опрос; рисункам (предложения различаются по текущий; цели высказывания, например: «Снег письменный;; идёт. Снег идёт? Снег, иди!»): сравнение ситуаций, изображённых на рисунке, формулирование вывода о целях, с которыми произносятся предложения; Учебный диалог «Как соотносятся знаки препинания в конце предложения с целевой установкой предложения?»; Составление таблицы «Виды предложений по цели высказывания», подбор примеров; Интерактивные плакаты https://infourok.ru/interakt ivnie-pravila-porusskomu- yaziku Итого по разделу: 19 Раздел 6. Синтаксис 6.1. Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица языка. 2 6.4. Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения 2 Итого по разделу: 8 1 0 Работа с рисунками и подписями к Устный опрос; рисункам (предложения различаются по текущий; эмоциональной окраске, например: письменный;; «Ланды‐ ши расцвели. Ландыши расцвели!»): сравнение ситуаций, изображённых на рисунках, наблюдение за интонационным оформлением предложений; Работа в парах: сопоставление предложений, различающихся по эмоциональной окраске, произношение предложений с соответствующей интонацией; Практическая работа: выбирать из текста предложения по заданным признакам; Интерактивные плакаты https://infourok.ru/interaktivnie-pravila-porusskomu-yaziku 0 0 Учебный диалог «Как использовать Устный опрос; алгоритм порядка действий при текущий; списывании?»; Комментированное письменный;; письмо: объяснение различия в звукобуквенном составе записываемых слов; Упражнения на закрепление правила написания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу; чк, чн. Взаимопроверка. Осуществление самоконтроля использования правила; Наблюдение за языковым материалом: формулирование на основе анализа предложенного материала ответа на вопрос, связанный с правилом переноса слов, уточнение правила переноса слов (буквы й, ь, ъ); Работа с таблицей (в одном столбце слова разделены по слогам, в другом столбце эти же слова разделены для переноса): сопоставление различия деления слов на слоги и для переноса, объяснение разницы; Практическая работа: запись слов с делением для переноса, осуществление самоконтроля при делении слов для переноса; Дифференцированное задание: нахождение слов по заданному основанию (слова, которые нельзя перенести); http://school-collection.edu.ru/ Раздел 7. Орфография и пунктуация 7.1. Повторение правил правописания, изученных в 1 классе: 7 прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн. 7.2. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. 7 0 0 7.3. Понятие орфограммы. 2 0 0 7.4. Использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. 7 0 0 Самоконтроль: проверка своих письменных работ по другим предметам с целью исправления возможных ошибок на применение правила переноса слов; Практическая работа: запись предложений с использованием правила написания собственных имён существительных; Работа в парах: ответы на вопросы, в которых обязательно нужно будет применить правило написания собственных имён существительных; Творческое задание: написать текст, в котором встретится не менее шести имён собственных; Наблюдение за языковым материалом (слова с безударными гласными в корне слова или слова с парными по звонкости — глухости согласными на конце слова): знакомство с понятием «орфограмма»; Обсуждение особенностей обозначения буквами проверяемых безударных гласных в корне слова в процессе сравнения написания ударных и безударных гласных в однокоренных словах; Учебный диалог «Как планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки»; Наблюдение за языковым материалом (слова с безударными гласными в корне слова или слова с парными по звонкости — глухости согласными на конце слова): знакомство с понятием «орфограмма»; Обсуждение особенностей обозначения буквами проверяемых безударных гласных в корне слова в процессе сравнения написания ударных и безударных гласных в однокоренных словах; Учебный диалог «Как планировать порядок действий при выявлении места возможной орфографической ошибки»; Совместная разработка алгоритма применения орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова»; Упражнение: нахождение и фиксация орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова»; Устный опрос; текущий; письменный;; http://school-collection.edu.ru/ Устный опрос; текущий; письменный;; http://school-collection.edu.ru/ Устный опрос; текущий; письменный;; http://school-collection.edu.ru/ 7.5. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. 5 0 0 Устный опрос; Учебный диалог «Как планировать порядок действий при выявлении места текущий; возможной орфографической ошибки»; письменный;; Совместная разработка алгоритма применения орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова»; Упражнение: нахождение и фиксация орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова»; Работа в парах: выявление в ряду родственных слов нескольких проверочных слов; http://school-collection.edu.ru/ 7.6. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. 2 1 0 Объяснение учащимися собственных Устный опрос; действий при подборе проверочных слов текущий; и указание на тип орфограммы; письменный;; Работа в парах: аргументировать написание в тексте слов с изученными орфограммами; Комментированное письмо при записи слов под диктовку: выявлять наличие в корне слова изучаемых орфограмм, обосновывать способ проверки орфограмм; Самостоятельная работа: находить и фиксировать (графически обозначать) орфограммы; http://school-collection.edu.ru/ 1 0 Объяснение учащимися собственных Устный опрос; действий при подборе проверочных слов текущий; и указание на тип орфограммы; письменный;; Работа в парах: аргументировать написание в тексте слов с изученными орфограммами; Комментированное письмо при записи слов под диктовку: выявлять наличие в корне слова изучаемых орфограмм, обосновывать способ проверки орфограмм; Самостоятельная работа: находить и фиксировать (графически обозначать) орфограммы; http://school-collection.edu.ru/ 7.7. Ознакомление с правилами правописания и их 20 применение:разделительный мягкий знак; сочетания чт, щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия; раздельное написание предлогов с именами существительными Итого по разделу: Раздел 8. Развитие речи 50 8.1. Выбор языковых средств в соответствии с целями и 5 условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. 0 0 8.2. Умение договариваться и приходить к общему решению в 3 совместной деятельности при проведении парной и групповой работы 0 0 Учебный диалог, в ходе которого учащиеся учатся определять особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации; Обобще ние результатов диалога: сообщение учителя о том, что в ситуации общения важно удерживать цель общения, учитывать, с кем и где происходит общение, поскольку от этих особенностей ситуации зависит выбор языковых средств; Комментированный устный выбор правильной реплики из нескольких предложенных, обоснование целесообразности выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения; Ролевые игры, разыгрывание сценок для отработки умений ведения разговора: начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.; Творческое задание: создание собственных диалогов в ситуациях необходимости начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.; Наблюдение за нормами речевого этикета; Ролевая игра, в которую включена отработка этикетных выражений; Самонаблюдение с целью оценить собственную речевую культуру во время повседневного общения; Работа в группе: анализировать уместность использования средств общения в предложенных речевых ситуациях; Упражнение: нахождение в предложенных текстах ошибок, связанных с правилами общения, нормами речевого этикета, исправление найденных ошибок; Ролевая игра «Наблюдатели», цель игры связана с оцениванием правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке и на переменах; Творческое задание: создать плакат с правилами участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики,поддерживать разговор, приводить доводы); Речевой тренинг: при разыгрывании ситуаций анализировать собственную успешность участия в диалоге, успешность участия в нём другой стороны; Устный; письменный; текущий;; http://school-collection.edu.ru/ Устный; письменный; текущий;; http://school-collection.edu.ru/ 8.3. Составление устного рассказа по репродукции картины. 3 Составление устного рассказа по личным наблюдениям и вопросам 0 0 8.4. Текст. Признаки текста: смысловое единство 3 предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. 0 0 Устный; Составление устного рассказа по картине с опорой на вопросы / с опорой письменный; на ключевые слова / самостоятельно; текущий;; Экскурсия в художественный музей (при наличии в месте проживания) или виртуальная экскурсия по художественному музею; Выбор картины, которая произвела наибольшее впечатление во время экскурсии. Устный рассказ об этой картине; Устный рассказ об этой картине; Проектное задание «Готовим виртуальную экскурсию по залам Третьяковской галереи»: каждый ученик в классе выбирает одну картину и готовит о ней рассказ, все рассказы соединяются в целостную экскурсию; Проект «Выставка одной картины»: каждую неделю в классе проводится выставка одной картины, картины по очереди подбирают учащиеся класса и готовят устный рассказ о выбранной картине; Экскурсия, по результатам которой составляется устный рассказ по личным наблюдениям во время экскурсии или по вопросам учителя; Учебный диалог «Сравниваем слово, Устный; предложение, текст», выявление в ходе письменный; диалога сходства и различия слова, текущий;; предложения, текста; Наблюдение за языковым материалом: несколько примеров текстов и «не текстов» (нарушена последовательность предложений / несколько предложений, которые не связаны единой темой / несколько предложений об одном и том же, но не выражающих мысль), сравнение, выявление признаков текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли; Работа в парах: различение текста и «не текста», аргументация своей точки зрения; Наблюдение за способами связи предложений в тексте, высказывание предположений о способах связи предложе‐ ний в тексте; Наблюдение за последовательностью предложений в тексте; Самостоятельная работа: восстановление деформированного текста — необходимо определить правильный порядок предложений в тексте; http://school-collection.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ 8.5. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор 4 заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). 0 0 8.6. Знакомство с жанром поздравления. 2 0 0 8.7. Понимание текста: развитие умения формулировать 5 простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. 0 0 Практическая работа: формулирование Устный; основной мысли предложенных текстов; письменный; Наблюдение за структурой текста, текущий;; знакомство с абзацем как структурным компонентом текста, формулирование выводов о том, что в абзаце содержится микротема; Совместная работа: определение последовательности абзацев в тексте с нарушенным порядком следования абзацев; Индивидуальная работа: определение порядка следования абзацев; Дифференцированное задание: выделение абзацев в тексте, в котором абзацы не выделены; Обсуждение: как связана основная мысль текста с содержанием каждого абзаца; Практическая работа: формулирование основной мысли текста и основной мысли каждого абзаца; преобразование основной мысли в предложение; Обсуждение особенностей жанра Устный; поздравления в ходе анализа письменный; предложенных примеров поздравлений, текущий;; анализ структуры текстов-поздравлений; Творческое задание: создание текста поздравительной открытки (выбор повода для поздравления определяется самими учащимися); http://school-collection.edu.ru/ Учебный диалог «Какие могут быть Устный; цели при создании текстов?», письменный; высказывание учащимися текущий;; предположений о целях создания текста; Наблюдение за особенностями текстаописания, установление его особенностей, нахождение в тексте средств создания описания; Обсуждение различных текстовописаний (художественных, научных описаний): выявление сходства и различий; Наблюдение за текстомповествованием и установление его особенностей; Работа в группах: сравнение текстов-‐ повествований с текстами-описаниями; Наблюдение за текстом-рассуждением, установление его особенностей; Учебный диалог «Что важно для составления текста-рассуждения?»; http://school-collection.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ 8.8. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации. Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30 —45 слов с опорой на вопросы 5 Итого по разделу: 30 Резервное время 30 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 0 0 12 12 Устный; Коллективный анализ содержания текста, который предложен как основа письменный; для изложения (повествовательный текущий; текст объёмом 30—45 слов); Устные ответы на поставленные к тексту вопросы; Устный пересказ текста с опорой на вопросы; Письменное подробное изложение содержания текста с опорой на вопросы; Самопроверка с возможностью коррек‐ тировки пересказа; http://school-collection.edu.ru/ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА В. А. Синякова , Русский язык 2 класс Контрольно-измерительные материалы Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 2 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Учебно- методические пособия для учителя. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1.Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok 2.Электроннаяверсия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php 3.Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola4.Фестивальпедагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru 5.Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com 6.Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net 7. Учитель портал: http://www.uchportal.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ 1. 2. 3. Классная магнитная доска. Колонки Компьютер Контрольно-измерительные материалы по предмету «Русский язык» 2 класс Программа «Школа России» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка. Проверка обеспечивает мне возможность определить качество знаний учащихся, уровень владения формируемыми умениями. Это, в свою очередь, позволяет оценить готовность учащихся к изучению нового материала и эффективность применяемых методов и приёмов обучения. Для учащихся проверка важна: 1. она служит подкреплением правильности формирующихся знаний или тормозом неверных связей; 2. сам факт проверки психологически настраивает на качественную работу, развивает самоконтроль. В школьной практике проверка осуществляется в устной и письменной форме; применяются текущий тематический контроль и итоговый учёт знаний. Основными видами письменных проверочных работ по русскому языку являются: диктанты, проверочные списывания, грамматические задания, изложения, сочинения. Целью составленных мной проверочных работ является проверка усвоения программного материала по изученным темам курса по учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык». СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ Оценки: «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений. «4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления. «3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки. «2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 1 (за 1 полугодие) Ягода, дорога, осина, до свидания, сахар, извините, капуста, жёлтый, посуда, сентябрь, алфавит. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 2 (за год) Россия, город, улица, обед, магазин, облако, апрель, шёл, берёза, здравствуйте, родина, фамилия. ДИКТАНТЫ Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Оценки: «5» – за работу, в которой нет ошибок. «4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки. «3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок. «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок. Ошибкой в диктанте следует считать: нарушение правил орфографии при написании слов; пропуск и искажение букв в словах; замену слов; отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов. За одну ошибку в диктанте считаются: два исправления; две пунктуационные ошибки; повторение ошибок в одном и том же слове. Негрубыми ошибками считаются следующие: повторение одной и той же буквы в слове; недописанное слово; перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; дважды записанное одно и то же слово в предложении. Грамматические задания "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий. "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий. "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий. "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий. ДИКТАНТ № 1 (входной) Цель: проверка остаточных знаний по программе первого класса и навыков каллиграфического написания букв, умение самостоятельно работать, оформлять предложения. В лесу. Андрей и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белки. Спрятались под елкой серые ежики. Примечание: выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем. Грамматическое задание: 1. Слова: идут, рядом, ёжики – разделить на слоги. 2. Найди и подчеркни в тексте слова, которые можно переносить двумя способами. ДИКТАНТ № 2 По теме «Предложение» Цель: проверить умение правильно писать слова с орфограммами, определять границы предложений, оформлять работу . Пушок У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом. Грамматическое задание: 1. В предложениях 4 и 5 подчеркнуть подлежащее и сказуемое. 2. Выписать из текста слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чк-чн ДИКТАНТ № 3 по теме «Слово и его значение» Цель: проверить умение применять на практике правила написания слов на изученные орфограммы, правильно переносить слова. Зимой в лесу Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле. (Объём слов: 31) Грамматическое задание: 1. Спишите первое предложение, разделив слова для переноса. 2. Напишите однокоренные слова к слову белка. 3. Напишите антонимы. тепло – … сытно – … ДИКТАНТ № 4 по теме «Гласные и согласные звуки» Цель: проверить умение писать слова на изученные орфограммы, слова с парными согласными на конце и в середине слова; делать звуко-буквенный анализ слов. Зяблик По ночам холод. В лесу ещё лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лёд. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поёт. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весне. Грамматическое задание: 1. Выпишите из текста три слова с парными согласными, орфограмму подчеркните. 2. Сделайте звуко-буквенный анализ слов (1 вариант – снег, 2 вариант – лёд) Диктант №5 по теме «Мягкий знак» Цель: обобщить знанияучащихсяо мягком знаке; орфографических навыков на основе изученных тем. проверить усвоение Весна Наступила весна. Ночью продолжает хозяйничать мороз. Днём пригревает весеннее солнце. За окошком слышна музыка капели. Ручьи один за другим бегут к реке. Над деревьями снуют птичьи стайки. Радостно чирикают воробьи. (30 слов) Грамматические задания 1. Выпишите из текста по одному слову с ь — показателем мягкости и с разделительным ь. 2. Слова шестого предложения разделите на слоги и для переноса. Диктант №6 По теме « Заглавная буква» Цель: проверить умение писать слова на изученные орфограммы Главный город Москва – главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо. Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой. (Объём слов: 41) Слова для справок: улица, проспект, на Плющихе. Грамматическое задание: 1. Подчеркните заглавную букву в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. 2. В последнем предложении поставьте знак ударения над всеми словами. 3. Запишите название населенного пункта, в котором вы живете. ДИКТАНТ № 7 (за год) Цель: проверить уровень навыков правописания слов на изученные в течение учебного года орфограммы; умение определять границы предложения; подбирать однокоренные слова, разбирать предложения по частям речи и членам предложения. Дождь. Красив наш лес! В лесу много грибов и ягод. В лесном озере цвели лилии. Однажды мы собирали в лесу землянику. Вдруг подул ветер. Зашумели деревья. Хлынул сильный дождь. Густая ель укрыла нас от дождя. Скоро дождь утих. Заблестели на траве дождинки. (Объём слов: 42) Слова для справок: собирали, однажды, заблестели. Грамматические задания: 1. В последнем предложении подчеркнуть главные члены предложения, обозначьте части речи. 2. Подобрать однокоренные слова: лес – 3. Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение, обозначьте орфограмму: …. – д…ждинки …. - гр…бов …..- цв…ли КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Оценки: «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений. «4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления. «3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки. «2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок. КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 1 Цель работы – проверить умения списывать с доски, находить опасные места в словах, правильно ставить знаки препинания. Хорошо. Рано утром я вышел на крыльцо и увидел Нюру. Она шла в школу. В руках у неё был букет цветов и портфель. Я смотрел на девочку и улыбался. КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 2 Цель: формировать навык самостоятельной работы, проверять сформированность навыка списывания и каллиграфические навыки. Старые знакомые Слонёнок, попугай, удав и мартышка жили в Африке. Каждый день они собирались вместе. Мартышка пела смешные песенки. Удав, слонёнок и попугай слушали и смеялись. Слонёнок задавал всем умные вопросы. Иногда слонёнок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него. Всем было очень весело. (По Г. Остеру) Используемые источники 1. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. 2. Моисеев И.А. Контроль и оценка результатов обучения: 1-4 классы. (Педагогика. Психология. Управление.) 3 Никифорова В. В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 80 с. (Контрольно-измерительные материалы) 4. Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю.Васильева, Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого