МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Департамент образования Администрации города Сарова Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования» города Сарова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса начального общего образования на 2024-2025 учебный год Составители: Кварацхелия С.Н. Мичурина Е.Б. Морозова И.В. Пантелеева Т.И. Стрижова Т.В. учителя начальных классов Саров 2024 «Окружающий мир» 2 класс Пояснительная записка Программа по учебному предмету «Окружающий мир» включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию. Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения во 2 классе начальной школы. Содержание обучения во 2 классе завершатся перечнем универсальных учебных действий (УДД) - познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность». Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за второй год обучения в начальной школе. В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 2 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. Представлены также способы организации дифференцированного обучения. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 2 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта. Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей: — Формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета. — Развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности. — Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся. — Развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: — раскрытие роли человека в природе и обществе; — освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю). Личностные результаты Обучающиеся научатся: — более глубокому представлению гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка; — представлению о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе); — представлению необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев; — первоначальным навыкам адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей; — нормам и правилам школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»; — представлению о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям; Обучающиеся получат возможность научиться: — способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов; — установка на безопасный, здоровый образ на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми; _ бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отдельными отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовных ценностей. Метапредметные результаты Регулятивные Обучающиеся научатся: _понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; — сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя); — выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; — планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы); — планировать последовательность операций на отдельных этапах урока; — фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам / неуспехам; — оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем; — соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем; — контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности. Познавательные Обучающиеся научатся: — понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации; — находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников; — использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки; — понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц; — анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков; Коммуникативные Обучающиеся научатся: — включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; — формулировать ответы на вопросы; — слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; — договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; — высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами); — поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; — признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; — употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; — понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий; — строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); — готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых; — составлять небольшие рассказы на заданную тему. Предметные результаты Обучающиеся научатся: — находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России; — называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся; — различать государственные символы России — флаг, герб, гимн; — приводить примеры народов России; — сравнивать город и село, городской и сельский дома; — различать объекты природы и предметы рукотворного мира; Содержание Человек и общество Наша Родина — Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества. Человек и природа Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. Правила безопасной жизни Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. Универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия: ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение); на основе наблюдения определять состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное); различать символы РФ; различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного); группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах изученного); различать прошлое, настоящее, будущее. Работа с информацией: различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально; читать информацию, представленную в схеме, таблице; используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы; соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания. Коммуникативные универсальные учебные действия: ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой: понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край, регион); понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество; заповедник); понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация); описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы; создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес — природное сообщество» и др.); создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы); приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности); описывать современные события от имени их участника. Регулятивные универсальные учебные действия: следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи; контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи; оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания. Совместная деятельность: строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе; оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику; проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело; определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их разрешения. Планируемые образовательные результаты Изучение предмета "Окружающий мир" в 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: -становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; -осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; -сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своемуи другим народам; -первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: -проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; -принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; -применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: -понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; -использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: -соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); -приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: -осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: -осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: -ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира; осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1)Базовые логические действия: -понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; -на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и впространстве); -сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; -объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; -определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенныеобъекты; -находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; -выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. 2)Базовые исследовательские действия: -проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; -определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; -формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; -моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. ); -проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); -формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3)Работа с информацией: -использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник полученияинформации с учётом учебной задачи; -согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; -распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; -находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; -читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); -соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя); -анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; -фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: -в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; -признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; -соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; -использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; -создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); -конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; -находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; -готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1)Самоорганизация: -планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; -выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2)Самоконтроль: -осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; -находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); -предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. 3)Самооценка: -объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкойучителя; -оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: -понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); -коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; -проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; -выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; -ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: -находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город; -узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; -проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; -распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; -приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края; -проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения; -приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; -описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты); -описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты; -группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам; -сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; -ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу; -создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе; -использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; -соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней; -соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро; -соблюдать режим дня и питания; -безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого доступа в Интернет; -безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в случае необходимости. Тематическое планирование №п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7 Название раздела Где мы живём Природа Жизнь города и села Здоровье и безопасность Общение Путешествия Резерв Всего Количество часов 4 20 8 10 6 18 2 68 Тематическое планирование № Наименование разделов и тем п/п программы Количество часов Дата Виды деятельности все контрол практ изуче ния го ьные ич работы еские работ ы Виды, Электронные формы (цифровые) контрол образовательные ресурсы я Раздел 1. Человек и общество. 1.1 Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россияи её столица на карте. 1 0 0 Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций, чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; Устный опрос; тестиров ание; Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс (Диск СD) единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://schoolcollection.edu.ru) ,https://uchi.ru 1.2 Государственные символы России, символика своего региона. 1 0 0 Чтение текстов учебникао народах России, об их традициях, обычаях, праздниках; Составление сообщения об истории родного края(при помощи взрослых, с использованием дополнительных источников информации); Устный опрос; тестиров ание; 1.3 Москва — столица. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы. 2 0 0 Рассказ учителя по теме «История возникновения Москвы»; Устный опрос; https://uchi.ru https://resh.edu.ru http://www.school.edu.ru http://www.edu.ru http://schoolcollection.edu.ru, https://resh.edu.ru/subject/lesson /5164/start/273959/ 1.4 Города России. Свой регион и его столица на карте РФ. 1 0 1 Работа с картой: Россия, Москва, СанктПетербург, наш регионна карте РФ; 1.5 Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. 2 0 0 Чтение текстов учебникао народах России, об их традициях, обычаях, праздниках; 1.6 Родной край, его природные и культурные достопримечательности. 1 0 0 1.7 Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте. 1 0 0 Игра - путешествие по теме "Работаем экскурсоводами; проводим экскурсии по значимым местам родного края".; Устный http://schoolcollection.edu.ru опрос; играпутешес твие; 1.8 Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. 1 0 0 Учебный диалог по теме "Зачем человек трудится?"; Устный опрос; https://resh.edu.ru/subject/lesson /3719/start/156980/ 1.9 Семья — коллектив. Семейное древо. Семейные ценности. и традиции. 2 0 1 Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга, расскажем о своей семье»; Практическая работа по теме " Составление схемы родословного древа своей семьи" Устный опрос; практич еская работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson /5564/start/157330/ Практич http://schoolcollection.edu.ru еская работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson /5538/start/292072 Устный http://schoolcollection.edu.ru, опрос; http://uchi.ru тестиров https://resh.edu.ru/subject/lesson ание; /5538/start/292072/ Составление сообщения об Устный http://schoolcollection.edu.ru истории родного края(при опрос; помощи взрослых, с использованием дополнительных источников информации); Обсуждение обязанностей в семье, семейных традиций, совместный труд и отдых; Учебный диалог по теме «Оцени себя — умеешьли ты сдерживать эмоции?»; Устный опрос; 0 Анализ ситуаций, раскрывающих примеры гуманного отношения к людям; Работа в группе: работас пословицами, сравнение и группировка слов по противоположному значению (добрый — жадный, смелый — трусливый, правдивый — лживый и др.); Контрол https://resh.edu.ru/subject/lesson ьная /5963/start/157361/ работа; 1 Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Звёздное небо Созвездия»; Практич https://resh.edu.ru/subject/lesson /3687/start/223584/ еская работа; 1.10 Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи. 1 0 0 1.11 Правила культурного поведения в общественных местах. 1 0 0 1.12 Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества. 2 1 Итого по разделу 16 0 Раздел 2. Человек и природа. 2.1 Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. 4 http://schoolcollection.edu.ru Устный https://resh.edu.ru/subject/lesson опрос; /3773/start/157392/ uchi.ru тестиров ание; 2.2 Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. 2 0 0 Учебный диалог по теме «Чем Земля отличается от других планет»; Устный опрос; 2.3 Изображения Земли: глобус, карта, план. 3 0 1 Практическая работа с глобусом; Практич http://schoolcollection.edu.ru еская работа; 2.4 Карта мира. Материки, океаны. 3 0 0 Рассказ учителя, работа с текстом учебника: описание и особенности океанови материков на Земле; Практич https://resh.edu.ru/subject/lesson еская /3761/start/157671/ работа; 2.5 Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности. 3 0 1 Практическая работа с компасом; Практич https://resh.edu.ru/subject/lesson еская /4307/start/297812/ работа; 2.6 Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. 3 0 1 Практическая работа по теме «Рассматривание растений, обсуждение условий благополучного роста и развития растения»; Практич https://resh.edu.ru/subject/lesson еская /5533/start/156764/ работа; 2.7 Дикорастущие и культурные растения. 2 0 0 Классификация растений (по иллюстрациям): дикорастущие — культурные; Устный опрос; тестиро вание; https://resh.edu.ru/subject/lesson /3708/start/223682/ https://uchi.ru 2.8 Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения. 2 0 0 Работа в группах с иллюстративным материалом: составление коллективного рассказа по теме «Каким бывает растение в разные сезоны»; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru https://resh.edu.ru/subject/lesson /4013/start/154631/ Мир животных (фауна). 3 0 0 Дидактическая игра по теме «Угадай животное по описанию»; Логическая задача по теме «Найди ошибку — какое животное попало в эту группу случайно»; Устный опрос; тестиро вание; https://resh.edu.ru/subject/lesson /5533/start/156764/ 2.10 Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). 3 1 0 Логическая задача по теме «Найди ошибку — какое животное попало вэту группу случайно»; Устный опрос; тестиро вание; http://uchi.ru 2.11 Сезонная жизнь животных. 1 0 0 Ролевая игра по теме «Собрание в лесу — кто как готовится к зиме»; Работа в группах: подготовьте вопросы о жизни животных для других групп; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru 2.12 Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. 2 0 1 Учебный диалог по теме «Что такое Красная книга?»; Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Растения и животные Красной книги»; Рассказ учителя: «Растения и животные нашего края, занесённыев Красную книгу»; Устный опрос; практич еская работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson /5536/start/156857/ 2.9 1 0 Коллективное составление памятки по теме «Правила поведения в заповедных местах»; Контрол http://schoolcollection.edu.ru ьная работа; 3 0 0 Учебный диалог по теме «Зачем нужен режим дня? Почему нужно правильно питаться?»; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru 3 0 0 Беседа по теме "Закаливание"; Устный опрос; https://resh.edu.ru/subject/lesson /4275/start/157167/ 2 0 0 Беседа по теме «Что может случиться на прогулке, на игровой площадке, дома и в школе, если не соблюдать правила безопасности»; Практическая работа по теме «Учимся соблюдать изученные правила безопасности под руководством инструктора ГИБДД или учителя»; Практическая работа по теме «Правила пользования компьютером»; Устный опрос; http://schoolcollection.edu.ru 2.13 Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. 3 Итого по разделу Раздел 3. Правила безопасной жизни. 3.1 Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). 3.2 Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. 3.3 Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи,а также на пришкольной территории). 34 3.4 Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи. 2 0 1 3.5 Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете 2 1 1 (коммуникация в мессенджерах и Практич http://schoolcollection.edu.ru еская https://resh.edu.ru/subject/lesson работа; /3499/start/157198/ Контрол http://schoolcollection.edu.ru ьная работа; практич еская работа; социальных группах) в условиях контролируемого Итого по разделу Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 12 6 68 4 10 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 2023; А.А. Плешаков Атлас-определитель для начальных классов. М. Просвещение; 2023; А.А. Плешаков "Зеленые страницы" Книга для учащихся начальных классов. М. Просвещение; 2023. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир". 2 класс. К УМК А.А. Плешакова ("Школа России"). Пособие для учителя ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru Портал «Российское образование http://www.edu.ru ИТОГОВЫЙ ТЕСТ по окружающему миру за 2 класс ____________________________________________________________ Вариант 1 А1. Назови объект неживой природы. 1. сосна 2) звезда 3) ромашка 4) воробей А2. Что относится к природным явлениям? 1) чтение газеты 3) снегопад 2. строительство дома 4) встреча с другом А3. Какое явление относится к осадкам? 1. гром 2) дождь 3) гололёд 4) ветер А4. К какой группе животных относятся лягушки? 1)к зверям 2) к насекомым 3) к земноводным 4) к рыбам А5. Что производит лёгкая промышленность? 1. станки 2) одежду 3) шерсть 4) кино А6. К какому виду транспорта относится вертолёт? 1)к водному 2) к воздушному 3)к наземному 4) к подземному А7. Какие функции выполняют лёгкие? 1)орган дыхания 3) управляют работой организма 2)орган пищеварения 4) гонят кровь по телу А8. По какому телефону можно вызвать скорую помощь? 1)01 2) 02 3) 03 4) 04 А9. Как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг себя? 1) горизонт 2) земля 3)линия горизонта 4) открытая местность А10. Как называются углубления с крутыми склонами на равнинах? 1)горы 2) холмы 3) овраги 4) балки В1. Что растёт в водоёмах? 1)ландыш 2) кувшинка 3) лютик 4) вороний глаз В2. Что делать, если загорелся красный сигнал светофора и ты не успел перейти дорогу? 1)быстро перебежать 2)встать на специальном белом островке посередине дороги 3)вернуться обратно 4)аккуратно пройти между машинами В3. Чем ты можешь помочь родителям по дому? 1)починить розетку 3) потравить насекомых 2)отремонтировать утюг 4) сходить за хлебом В4. Как нужно вести себя в автобусе? 1)громко смеяться 3) уступать места пожилым людям 2)толкать пассажиров, если мало места 4) ехать на нижней подножке С1. Назови русские города. 1)Париж 2) Москва 3)Хабаровск 4) Санкт- Петербург С2. Какие правила надо соблюдать, чтобы уберечься от солнечного удара? 1)как можно реже выходить летом на улицу 2)прятаться от солнечного света 3)носить в солнечную погоду панаму 4)загорать в меру С3. Какие утверждения верные? 1)Москва – столица России. 2)Сахалин - остров. 3)Река Поронай приток реки Черной. 4)В.В. Путин президент России. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ по окружающему миру за 2 класс _______________________________________________________________________________________________ Вариант 2 А1. Что относится к живой природе? 1)солнце 2) воздух 3) мухомор 4) лодка А2. Назови природное явление, не связанное с изменением сезона? 1)сильный ветер 3) листопад 2)таяние снегов 4) появление почек на деревьях А3. Назови погодное явление. 1)течение реки 2) восход солнца 3)снегопад 4) прилёт птиц А4. Назови группу животных, к которой относится бабочка. 1)насекомые 2) земноводные 3) птицы 4) звери А5. Что не относится к сельскохозяйственному труду? 1)уборка урожая 3) выпас скота 2)пошив одежды 4) посевные работы А6. Укажи специальный вид транспорта? 1)метро 2) аварийная газовая служба 3)самолёт 4) автобус А7. Какова функция желудка? 1)орган дыхания 3) там находится мозг 2)разносит кровь по телу 4) орган пищеварения А8. По какому телефону звонить, если незнакомый человек пытается открыть дверь? 1) 01 2) 02 3) 03 4) 04 А9. Куда должен указывать синий конец стрелки компаса? 1)на юг 2) на север 3) на запад 4) всё равно А10. Как называют реку, впадающую в другую реку? 1)исток 2) устье 3) приток 4) рукав В1. Что продают в кондитерской лавке? 1)макароны 2) рыбу 3) хлеб 4) овощи В2. Что означает этот знак? (человечек, спускающийся по лестнице вниз) 1)подземный пешеходный переход 2)наземный пешеходный переход 3)вход или выход 4)пешеходный переход В3. Какой океан омывает северные берега нашей страны? 1)Тихий 2) Атлантический 3)Северный Ледовитый 4) Индийский В4. Как ты будешь вести себя в гостях? 1)громко кричать 2)брать любые вещи, если захочу их посмотреть 3)спокойно играть со своим другом 4)сидеть с обиженным лицом С1. Что можно делать в школе? 1)драться с одноклассниками 3) учить уроки 2)ходить в библиотеку 4) слушать учителя С2. Какие достопримечательности есть в Санкт-Петербурге? 1)Эрмитаж 3) Петропавловская крепость 2)Кремль 4) памятник Петру I С3. Какие города находятся не в России? 1)Токио 2) Нью – Йорк 3)Владивосток 4) Париж Ключи к тесту Задания А и В предполагают один верный ответ, в заданиях уровня С может быть, как один, так и несколько правильных ответов. Задание уровня А оценивается в 1 балл, уровня В – в 2 балла, уровня С – в 3 балла. 24 -27 баллов – оценка «5» 19 -23 балла – оценка «4» 14-18 баллов – оценка «3» 0-13 баллов – оценка «2» А 1 А 2 А 3 А 4 А 5 А 6 А 7 А 8 А 9 А1 0 В 1 В 2 В 3 В 4 С1 С2 С3 1 2 3 2 3 2 2 1 3 1 3 2 2 4 3 2,3, 4 2 3 1 3 1 2 2 4 2 2 3 3 1 3 3 2,3, 4 3, 4 1, 3, 4 1,3 1,2, 4