Литературное чтение

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Департамент образования Администрации города Сарова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования» города Сарова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литературное чтение»

для 2 класса начального общего образования
на 2024-2025 учебный год

Составители:
Кварацхелия С.Н.
Мичурина Е.Б.
Морозова И.В.
Пантелеева Т.И.
Стрижова Т.В.
учителя начальных классов

Саров 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 2 класса на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает,
наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для
успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и
закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития
младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной
литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с
различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен
на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей
обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса
литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления
литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения,
творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие
возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных
произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических
ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения
на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих
способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с
дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями
детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе.
Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность
разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной
литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных
результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении
других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который
изучается в основной школе.
На курс «Литературное чтение» во 2 классе отводится 136 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя,
мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и
саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,

эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые
младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также
сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета
«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут
востребованы в жизни.
Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и
решением следующих задач:
— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому
чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и
произведений устного народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах);
устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки,
фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор;
литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет;
эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим
понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
О нашей Родине. Круг чтения: произведения о Родине (на примере не менее трёх стихотворений
И. С. Никитина, Ф. П. Савинова, А. А. Прокофьева, Н. М. Рубцова, С. А. Есенина и др.).
Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. Отражение в произведениях
нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Анализ заголовка,
соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения. Иллюстрация к произведению как
отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы. Родины в изобразительном
искусстве (пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.).
Фольклор (устное народное творчество). Произведения малых жанров фольклора (потешки,
считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки по выбору). Шуточные фольклорные
произведения — скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок, их роль в речи. Игра со
словом, «перевёртыш событий» как основа построения небылиц. Ритм и счёт — основные средства
выразительности и построения считалки. Народные песни, их особенности. Загадка как жанр
фольклора, тематические группы загадок. Сказка — выражение народной мудрости, нравственная
идея фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные).
Особенности сказок о животных: сказки народов России. Бытовая сказка: герои, место действия,
особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке (общее
представление): наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные
произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры.
Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в разные времена года (осень,
зима, весна, лето) в произведениях литературы (по выбору, не менее пяти авторов). Эстетическое
восприятие явлений природы (звуки, краски времён года). Средства выразительности при описании
природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Иллюстрация как
отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы «Времена года» в картинах
художников (на примере пейзажей И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и
др.) и музыкальных произведениях (например, произведения П. И. Чайковского, А. Вивальди и
др.).
О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении (расширение круга
чтения: не менее четырёх произведений С. А. Баруздина, Н. Н. Носова, В. А. Осеевой, А. Гайдара, В.
П. Катаева, И. П. Токмаковой, В. Ю. Драгунского, В. В. Лунина и др.). Отражение в произведениях
нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. Главная мысль
произведения. Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика
(портрет), оценка поступков.
Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие» сюжеты
(произведения по выбору, не менее четырёх). Фольклорная основа авторских сказок: сравнение
сюжетов, героев, особенностей языка (например, народная сказка «Золотая рыбка» и «Сказка о
рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, народная сказка «Морозко» и сказка «Мороз Иванович» В. Ф.
Одоевского). Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов. Составление плана произведения:
части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.
О братьях наших меньших. Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки,
сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения по выбору, не менее пяти авторов). Дружба
людей и животных — тема литературы (произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, Е. И. Чарушина, В. В.
Бианки, Г. А. Скребицкого, В. В. Чаплиной, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, С. В. Образцова, М. М.
Пришвина и др.). Отражение образов животных в фольклоре (русские народные песни, загадки,

сказки). Герои стихотворных и прозаических произведений о животных. Описание животных в
художественном и научно-познавательном тексте. Приёмы раскрытия автором отношений людей и
животных. Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота).
Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни (на примере
произведений И. А. Крылова, Л. Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок (поучение).
Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами (без использования термина): Е. И.
Чарушин, В. В. Бианки.
О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве
писателей и фольклорных произведениях (по выбору). Отражение нравственных семейных ценностей
в произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к старшему поколению,
радость общения и защищённость в семье. Тема художественных произведений: Международный
женский день, День Победы.
Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (авторская) сказка (не менее двух
произведений): зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро, братья Гримм, Х.-К. Андерсен, Дж.
Родари и др.). Характеристика авторской сказки: герои, особенности построения и языка. Сходство
тем и сюжетов сказок разных народов. Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов.
Составление плана художественного произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их
значение в раскрытии содержания произведения.
Библиографическая культура(работа с детской книгой и справочной литературой). Книга как
источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация,
иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематические картотеки библиотеки.
Книга учебная, художественная, справочная.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения во 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в
процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику
развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития
и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное
чтение»отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений,
развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и
духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений
и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление
интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание
естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к
традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений
выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого
человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других
моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных
произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным
видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной
деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки

произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств,
создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных,
отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира,
понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа
выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности
и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы,
творчества писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение
и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по
темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать
нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного

текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

—

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

—

готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные
учебные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному
предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области,
ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных
ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
— объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных
жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной
задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое
выборочное, просмотровое выборочное), находить в фольклоре и литературных произведениях
отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться
в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
— читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по
восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не
менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
— читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3
стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
— различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма);
— понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и
формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;

— различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки,
небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и
художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни);
— владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и
главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять
план текста (вопросный, номинативный);
— описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и
выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь
между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по
предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам;
— объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря;
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;
— осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой,
тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую
принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ
примерами из текста;
— пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от
третьего лица;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения,
инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
— составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5
предложений);
— сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы;
— ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации,
иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;
— выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя
картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
— использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в
соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

1.1. О нашей Родине

1.2. Фольклор (устное народное
творчество

1.3. Звуки и краски родной
природы в разные времена
года (осень)

1.4. О детях и дружбе

Количество часов

Виды деятельности
Дата
изучен
всего контроль практичес
ия
ные
кие
6
0работы
0работы
Работа с текстом произведения: читать отдельные
строфы;
задание на поисковое чтение: ответы на вопросы.
Например: в чём раскрывается истинная красота
родной земли?;
;
;
16 0
0
Упражнение в чтении народных песен с
учётом их назначения (колыбельные —
спокойно;
медленно;
чтобы убаюкать;
хороводные — весело;
радостно для передачи состояний разных
явлений природы); выделение ключевых
8
0
1
Слушание стихотворных произведений: А. С.
слов;;
Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;
Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»;
А. Н. Плещеев «Осень»;
К. Д. Бальмонт «Осень»;
В. Я. Брюсов «Сухие листья;
сухие листья…»;
А. К. Толстой «Осень Обсыпается весь наш
бедный сад…»; Е. Ф. Трутнева «Осень»;
В. Ю. Голяховский «Листопад»;
И. П. Токмакова «Опустел скворечник» (по
12 0
1
Упражнение на сравнение героев одного
выбору не менее пяти авторов);
произведения по предложенному
выражение
алгоритму;;своего отношения к пейзажной
лирике;;

Виды,
формы
контро
ля
Устн

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
МЭО https://mob-

ый
опрос
;

edu.com/ РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
УЧИ.РУ
МЭО
https://mobhttps://uchi.ru/catalog
edu.com/
/rus/5-klass/gradeРЭШ
790
https://resh.edu.ru/

Устн
ый
опрос
;

ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
Устный
опрос;
Практичес
кая
работа;

МЭО
https://mobМУЛЬТИУРОК
edu.com/
РЭШ
https://multiurok.ru/
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
УЧИ.РУ
https://infourok.ru/
https://uchi.ru/catalog
МУЛЬТИУРОК
/rus/5-klass/gradehttps://multiurok.ru/
790
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog
/rus/5-klass/grade790
Устный
МЭО https://mobопрос;
edu.com/ РЭШ
Практичес https://resh.edu.ru/
кая
ИНФОУРОК
работа;
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog
/rus/5-klass/grade790

1.5. Мир сказок

12

0

1

Упражнение на формулирование вопросов
по фактическому содержанию прочитанного
произведения;;

Устный
опрос;
Практичес
кая
работа;

1.6. Звуки и краски родной
природы в разные времена
года (зима)

12

0

0

Устн
ый
опрос
;

1.7. О братьях наших меньших

18

0

0

Слушание стихотворных произведений о зимней
природе: А. С.
Пушкин «Вот север;
тучи нагоняя…»;
«Зима! Крестьянин;
торжествуя…»;
С. А. Есенин «Поёт зима — аукает…»;
Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»;
И. З. Суриков «Первый снег»;
И. А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…»;
А. А. Прокофьев «Как на горке;
на горе…»;
Задание на сравнение описания герояЗ. Н. Александрова «Снежок»;
животного в
(по выбору 2—3 произведения);
художественном и научно-познавательном
обсуждение
эмоционального
тексте: сходство
и различия; состояния при
восприятии
картин природы;;
определениеописанных
цели сообщения;;

1.8. Звуки и краски родной
природы в разные времена
года (весна и лето)

18

0

1

Слушание стихотворных произведений: А. С.
Пушкин «Гонимы вешними лучами…»;
В. А. Жуковский «Жаворонок»;
«Приход весны»;
А. Н. Плещеев «Весна»;
Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…»;
А. А. Фет «Уж верба вся пушистая…»;
С. Я. Маршак «Весенняя песенка»;
А. Л. Барто «Апрель» (по выбору 2—3
произведения);
выражение своего отношения к пейзажной
лирике;;

Устн
ый
опрос
;

МЭО https://mobedu.com/ РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
УЧИ.РУ
МЭО
https://mobhttps://uchi.ru/catalog
edu.com/
РЭШ
/rus/5-klass/gradehttps://resh.edu.ru/
790
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog
/rus/5-klass/grade790

МЭО https://mobedu.com/ РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
УЧИ.РУ
Устный
МЭО
https://mobhttps://uchi.ru/catalog
опрос;
edu.com/
РЭШ
/rus/5-klass/gradeПрактичес https://resh.edu.ru/
кая
790
ИНФОУРОК
работа;
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog
/rus/5-klass/grade790

1.9. О наших близких, о семье

13

0

0

Работа с текстом произведения: определение
темы и главной мысли произведения;
соотнесение главной мысли с пословицей;
ответы на вопросы;
используя изучающее и поисковое
выборочное чтение;;

Устн
ый
опрос
;

1.10. Зарубежная литература

11

0

0

Упражнение на формулирование вопросов
по фактическому содержанию прочитанного
произведения;;

Устн
ый
опрос
;

1.11. Библиографическая культура
(работа с детской книгой и
справочной литературой)

2

0

0

Рассказ о прочитанной книге с
использованием изученных понятий;;

Устн
ый
опрос
;

Резервное время

8

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

136 0

4

МЭО https://mobedu.com/ РЭШ
https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
УЧИ.РУ
МЭО
https://mobhttps://uchi.ru/catalog
edu.com/
РЭШ
/rus/5-klass/gradehttps://resh.edu.ru/
790
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
УЧИ.РУ
МЭО https://mobhttps://uchi.ru/catalog
edu.com/
РЭШ
/rus/5-klass/gradehttps://resh.edu.ru/
790
ИНФОУРОК
https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК
https://multiurok.ru/
УЧИ.РУ
https://uchi.ru/catalog
/rus/5-klass/grade790

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях).
Учебник. 2 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Коллекция презентаций по литературному чтению, поурочные разработки, методические
рекомендации.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
МЭО https://mob-edu.com/
РЭШ https://resh.edu.ru/
ИНФОУРОК https://infourok.ru/
МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/
УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5-klass/grade-790

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы/схемы, коллекция сюжетных картинок/иллюстраций к
произведениям/портретов.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийные проектор, компьютер, колонки, коллекция иллюстраций/портретов.
Итоговая (годовая) работа по литературному чтению - 2 класс
УМК «Школа России» - Литературное чтение - Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.,
Назначение итоговой работы
Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных
достижений обучающихся в образовательном учреждении по предметной области «Литературное
чтение».
Основной целью работы является проверка и оценка способности обучающихся начальной
школы применять полученные в процессе изучения предмета знания для решения разнообразных
задач учебного и практического характера.
Дата проведения
Итоговая работа проводится в мае.
Условия проведения итоговой работы
Работа проводится в течение 45 минут. Обучающиеся оформляют работу на листах А-4 с
печатным текстом. Для работы необходима простой карандаш, ручка.
Структура и содержание итоговой работы
Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных
достижений обучающихся в образовательном учреждении по предметной области «Литературное
чтение».
Работа направлена на проверку результатов освоения программы по основным разделам:
Устное народное творчество, Люблю природу русскую-Осень-зима-весна, Писатели – детям
Литература зарубежных стран.
Шкала оценивания.
Правильное выполнение 100 - 95 % заданий – 5
Правильное выполнение 94 - 75 % заданий – 4
Правильное выполнение 74 - 50 % заданий – 3
Правильно выполнено менее 50 % заданий – 2
Контрольно-измерительные материалы
Итоговая контрольная работа
Гиена и черепаха
(Африканская сказка)
Однажды случился в лесу пожар: загорелась сухая трава.Все звери испугались и бросились бежать, а
черепахе с еёкоротенькими ножками, как уйти от огня?
Огонь всё ближе к ней подбирается, вот-вот настигнет – исгорит бедная черепаха. Пробегала мимо
гиена. Черепаха еёпросит:
– Пожалей меня, подруга, вынеси из огня!
Засмеялась гиена и побежала дальше.А огонь всё ближе.
Смотрит черепаха – бежит леопард. Черепаха к нему –просит спасти её. Взял леопард черепаху,
посадил на самоевысокое дерево, а когда прошёл огонь, вернулся, снялс дерева и опустил на землю.

– Позволь отблагодарить тебя за твою доброту, – сказалаему черепаха.
Собрала она пепел от сгоревшей травы, разбавила водой иподошла к леопарду.
– У тебя доброе сердце, поэтому и ходить ты долженв красивой одежде.
Разрисовала ему шкуру чёрными узорами, и стал леопардс тех пор таким красивым.Когда повстречала
его гиена, спросила удивлённо:
– Дружище, где ты раздобыл такой красивый костюм?
Ответил леопард:
– Это подруга моя, черепаха, мне его подарила.
Побежала гиена к черепахе и попросила, чтобы та и ейсделала такой же костюм, как у леопарда.
– У тебя злое сердце, – сказала ей черепаха, – поэтому иодежда твоя будет совсем другой.И пеплом
нарисовала на шкуре гиены чёрные некрасивыеполосы.
(182 слова)

Вопросы и задания
1. Где, в каком месте происходили события, описанные в тексте? Ответь кратко.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
2. Определи персонажей произведения.
а) гиена;
б) черепаха;
в) леопард;
г) тигр.
3. Укажи причину испуга и бегства зверей. Ответь кратко.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
4. Объясни поговорку (образное выражение) ползёт как черепаха.
а) медленно; б) с трудом; в) быстро; г) неуклюже.
5. С какой просьбой обратилась черепаха к гиене? Ответ запиши кратко.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6. Почему черепаха обратилась за помощью к гиене?
а) гиена быстрее всех бегала;
б) черепаха дружила с гиеной;
в) гиена пробегала мимо;
г) у гиены было доброе сердце.
7. Почему леопард помог черепахе?
а) леопард быстрее всех бегал;
б) черепаха дружила с леопардом;
в) леопард пробегал мимо;
г) у леопарда было доброе сердце.
8. Восстанови с помощью цифр последовательность действий леопарда.
⃝а) опустил;
⃝б) взял;
⃝в) снял;

⃝г) посадил;
⃝д) вернулся.
9. Отметь образные выражения.
а) доброе сердце;
б) добрый человек;
в) злое сердце;
г) злой волк;
10. Подумай, каким образным выражением можно завершить эту сказку? Свой выбор обоснуй.
а) По заслуге и награда;
б) По Сеньке и шапка;
в) Как аукнется, так и откликнется;
г) Будь другом – найдёшь друга.
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».