МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Департамент образования Администрации города Сарова Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования» города Сарова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для 2 класса начального общего образования на 2024-2025 учебный год Составители: Кварацхелия С.Н. Мичурина Е.Б. Морозова И.В. Пантелеева Т.И. Стрижова Т.В. учителя начальных классов Саров 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 2 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» «Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность. В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы. Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе. Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе. На курс «Литературное чтение» во 2 классе отводится 136 ч. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач: — формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества; — достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; — осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; — первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; — овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); — овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА О нашей Родине. Круг чтения: произведения о Родине (на примере не менее трёх стихотворений И. С. Никитина, Ф. П. Савинова, А. А. Прокофьева, Н. М. Рубцова, С. А. Есенина и др.). Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы. Родины в изобразительном искусстве (пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.). Фольклор (устное народное творчество). Произведения малых жанров фольклора (потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки по выбору). Шуточные фольклорные произведения — скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок, их роль в речи. Игра со словом, «перевёртыш событий» как основа построения небылиц. Ритм и счёт — основные средства выразительности и построения считалки. Народные песни, их особенности. Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок. Сказка — выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Особенности сказок о животных: сказки народов России. Бытовая сказка: герои, место действия, особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке (общее представление): наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры. Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в разные времена года (осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы (по выбору, не менее пяти авторов). Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски времён года). Средства выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт пейзажная лирика. Иллюстрация как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы «Времена года» в картинах художников (на примере пейзажей И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и др.) и музыкальных произведениях (например, произведения П. И. Чайковского, А. Вивальди и др.). О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении (расширение круга чтения: не менее четырёх произведений С. А. Баруздина, Н. Н. Носова, В. А. Осеевой, А. Гайдара, В. П. Катаева, И. П. Токмаковой, В. Ю. Драгунского, В. В. Лунина и др.). Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. Главная мысль произведения. Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика (портрет), оценка поступков. Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие» сюжеты (произведения по выбору, не менее четырёх). Фольклорная основа авторских сказок: сравнение сюжетов, героев, особенностей языка (например, народная сказка «Золотая рыбка» и «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, народная сказка «Морозко» и сказка «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского). Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов. Составление плана произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения. О братьях наших меньших. Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения по выбору, не менее пяти авторов). Дружба людей и животных — тема литературы (произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, Е. И. Чарушина, В. В. Бианки, Г. А. Скребицкого, В. В. Чаплиной, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, С. В. Образцова, М. М. Пришвина и др.). Отражение образов животных в фольклоре (русские народные песни, загадки, сказки). Герои стихотворных и прозаических произведений о животных. Описание животных в художественном и научно-познавательном тексте. Приёмы раскрытия автором отношений людей и животных. Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота). Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни (на примере произведений И. А. Крылова, Л. Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок (поучение). Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами (без использования термина): Е. И. Чарушин, В. В. Бианки. О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей и фольклорных произведениях (по выбору). Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к старшему поколению, радость общения и защищённость в семье. Тема художественных произведений: Международный женский день, День Победы. Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (авторская) сказка (не менее двух произведений): зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро, братья Гримм, Х.-К. Андерсен, Дж. Родари и др.). Характеристика авторской сказки: герои, особенности построения и языка. Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов. Составление плана художественного произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения. Библиографическая культура(работа с детской книгой и справочной литературой). Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация, иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематические картотеки библиотеки. Книга учебная, художественная, справочная. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение литературного чтения во 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике. Гражданско-патриотическое воспитание: — становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание: — освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; — осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; — выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям Эстетическое воспитание: — проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; — овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; — потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия: базовые логические действия: — сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; — объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; — определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам; — находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; — выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; — устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев; базовые исследовательские действия: — определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; — формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; — сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); — проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией: — выбирать источник получения информации; — согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; — соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия: общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — готовить небольшие публичные выступления; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия: самоорганизация: — планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; — выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Совместная деятельность: — формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; — ответственно выполнять свою часть работы; — оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения. К концу обучения во втором классе обучающийся научится: — объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений; — читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания); — читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года; — различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма); — понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения; — различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни); — владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный); — описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам; — объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении; — осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет); — участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; — пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица; — читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; — составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений); — сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы; — ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям; — выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге; — использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы 1.1. О нашей Родине 1.2. Фольклор (устное народное творчество 1.3. Звуки и краски родной природы в разные времена года (осень) 1.4. О детях и дружбе Количество часов Виды деятельности Дата изучен всего контроль практичес ия ные кие 6 0работы 0работы Работа с текстом произведения: читать отдельные строфы; задание на поисковое чтение: ответы на вопросы. Например: в чём раскрывается истинная красота родной земли?; ; ; 16 0 0 Упражнение в чтении народных песен с учётом их назначения (колыбельные — спокойно; медленно; чтобы убаюкать; хороводные — весело; радостно для передачи состояний разных явлений природы); выделение ключевых 8 0 1 Слушание стихотворных произведений: А. С. слов;; Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»; А. Н. Плещеев «Осень»; К. Д. Бальмонт «Осень»; В. Я. Брюсов «Сухие листья; сухие листья…»; А. К. Толстой «Осень Обсыпается весь наш бедный сад…»; Е. Ф. Трутнева «Осень»; В. Ю. Голяховский «Листопад»; И. П. Токмакова «Опустел скворечник» (по 12 0 1 Упражнение на сравнение героев одного выбору не менее пяти авторов); произведения по предложенному выражение алгоритму;;своего отношения к пейзажной лирике;; Виды, формы контро ля Устн Электронные (цифровые) образовательные ресурсы МЭО https://mob- ый опрос ; edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ УЧИ.РУ МЭО https://mobhttps://uchi.ru/catalog edu.com/ /rus/5-klass/gradeРЭШ 790 https://resh.edu.ru/ Устн ый опрос ; ИНФОУРОК https://infourok.ru/ Устный опрос; Практичес кая работа; МЭО https://mobМУЛЬТИУРОК edu.com/ РЭШ https://multiurok.ru/ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК УЧИ.РУ https://infourok.ru/ https://uchi.ru/catalog МУЛЬТИУРОК /rus/5-klass/gradehttps://multiurok.ru/ 790 УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog /rus/5-klass/grade790 Устный МЭО https://mobопрос; edu.com/ РЭШ Практичес https://resh.edu.ru/ кая ИНФОУРОК работа; https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog /rus/5-klass/grade790 1.5. Мир сказок 12 0 1 Упражнение на формулирование вопросов по фактическому содержанию прочитанного произведения;; Устный опрос; Практичес кая работа; 1.6. Звуки и краски родной природы в разные времена года (зима) 12 0 0 Устн ый опрос ; 1.7. О братьях наших меньших 18 0 0 Слушание стихотворных произведений о зимней природе: А. С. Пушкин «Вот север; тучи нагоняя…»; «Зима! Крестьянин; торжествуя…»; С. А. Есенин «Поёт зима — аукает…»; Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»; И. З. Суриков «Первый снег»; И. А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…»; А. А. Прокофьев «Как на горке; на горе…»; Задание на сравнение описания герояЗ. Н. Александрова «Снежок»; животного в (по выбору 2—3 произведения); художественном и научно-познавательном обсуждение эмоционального тексте: сходство и различия; состояния при восприятии картин природы;; определениеописанных цели сообщения;; 1.8. Звуки и краски родной природы в разные времена года (весна и лето) 18 0 1 Слушание стихотворных произведений: А. С. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»; В. А. Жуковский «Жаворонок»; «Приход весны»; А. Н. Плещеев «Весна»; Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…»; А. А. Фет «Уж верба вся пушистая…»; С. Я. Маршак «Весенняя песенка»; А. Л. Барто «Апрель» (по выбору 2—3 произведения); выражение своего отношения к пейзажной лирике;; Устн ый опрос ; МЭО https://mobedu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ УЧИ.РУ МЭО https://mobhttps://uchi.ru/catalog edu.com/ РЭШ /rus/5-klass/gradehttps://resh.edu.ru/ 790 ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog /rus/5-klass/grade790 МЭО https://mobedu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ УЧИ.РУ Устный МЭО https://mobhttps://uchi.ru/catalog опрос; edu.com/ РЭШ /rus/5-klass/gradeПрактичес https://resh.edu.ru/ кая 790 ИНФОУРОК работа; https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog /rus/5-klass/grade790 1.9. О наших близких, о семье 13 0 0 Работа с текстом произведения: определение темы и главной мысли произведения; соотнесение главной мысли с пословицей; ответы на вопросы; используя изучающее и поисковое выборочное чтение;; Устн ый опрос ; 1.10. Зарубежная литература 11 0 0 Упражнение на формулирование вопросов по фактическому содержанию прочитанного произведения;; Устн ый опрос ; 1.11. Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) 2 0 0 Рассказ о прочитанной книге с использованием изученных понятий;; Устн ый опрос ; Резервное время 8 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 136 0 4 МЭО https://mobedu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ УЧИ.РУ МЭО https://mobhttps://uchi.ru/catalog edu.com/ РЭШ /rus/5-klass/gradehttps://resh.edu.ru/ 790 ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ УЧИ.РУ МЭО https://mobhttps://uchi.ru/catalog edu.com/ РЭШ /rus/5-klass/gradehttps://resh.edu.ru/ 790 ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog /rus/5-klass/grade790 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 2 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Коллекция презентаций по литературному чтению, поурочные разработки, методические рекомендации. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ МЭО https://mob-edu.com/ РЭШ https://resh.edu.ru/ ИНФОУРОК https://infourok.ru/ МУЛЬТИУРОК https://multiurok.ru/ УЧИ.РУ https://uchi.ru/catalog/rus/5-klass/grade-790 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Справочные таблицы/схемы, коллекция сюжетных картинок/иллюстраций к произведениям/портретов. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Мультимедийные проектор, компьютер, колонки, коллекция иллюстраций/портретов. Итоговая (годовая) работа по литературному чтению - 2 класс УМК «Школа России» - Литературное чтение - Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Назначение итоговой работы Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся в образовательном учреждении по предметной области «Литературное чтение». Основной целью работы является проверка и оценка способности обучающихся начальной школы применять полученные в процессе изучения предмета знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера. Дата проведения Итоговая работа проводится в мае. Условия проведения итоговой работы Работа проводится в течение 45 минут. Обучающиеся оформляют работу на листах А-4 с печатным текстом. Для работы необходима простой карандаш, ручка. Структура и содержание итоговой работы Работа предназначена для проведения процедуры итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся в образовательном учреждении по предметной области «Литературное чтение». Работа направлена на проверку результатов освоения программы по основным разделам: Устное народное творчество, Люблю природу русскую-Осень-зима-весна, Писатели – детям Литература зарубежных стран. Шкала оценивания. Правильное выполнение 100 - 95 % заданий – 5 Правильное выполнение 94 - 75 % заданий – 4 Правильное выполнение 74 - 50 % заданий – 3 Правильно выполнено менее 50 % заданий – 2 Контрольно-измерительные материалы Итоговая контрольная работа Гиена и черепаха (Африканская сказка) Однажды случился в лесу пожар: загорелась сухая трава.Все звери испугались и бросились бежать, а черепахе с еёкоротенькими ножками, как уйти от огня? Огонь всё ближе к ней подбирается, вот-вот настигнет – исгорит бедная черепаха. Пробегала мимо гиена. Черепаха еёпросит: – Пожалей меня, подруга, вынеси из огня! Засмеялась гиена и побежала дальше.А огонь всё ближе. Смотрит черепаха – бежит леопард. Черепаха к нему –просит спасти её. Взял леопард черепаху, посадил на самоевысокое дерево, а когда прошёл огонь, вернулся, снялс дерева и опустил на землю. – Позволь отблагодарить тебя за твою доброту, – сказалаему черепаха. Собрала она пепел от сгоревшей травы, разбавила водой иподошла к леопарду. – У тебя доброе сердце, поэтому и ходить ты долженв красивой одежде. Разрисовала ему шкуру чёрными узорами, и стал леопардс тех пор таким красивым.Когда повстречала его гиена, спросила удивлённо: – Дружище, где ты раздобыл такой красивый костюм? Ответил леопард: – Это подруга моя, черепаха, мне его подарила. Побежала гиена к черепахе и попросила, чтобы та и ейсделала такой же костюм, как у леопарда. – У тебя злое сердце, – сказала ей черепаха, – поэтому иодежда твоя будет совсем другой.И пеплом нарисовала на шкуре гиены чёрные некрасивыеполосы. (182 слова) Вопросы и задания 1. Где, в каком месте происходили события, описанные в тексте? Ответь кратко. ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 2. Определи персонажей произведения. а) гиена; б) черепаха; в) леопард; г) тигр. 3. Укажи причину испуга и бегства зверей. Ответь кратко. _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 4. Объясни поговорку (образное выражение) ползёт как черепаха. а) медленно; б) с трудом; в) быстро; г) неуклюже. 5. С какой просьбой обратилась черепаха к гиене? Ответ запиши кратко. ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 6. Почему черепаха обратилась за помощью к гиене? а) гиена быстрее всех бегала; б) черепаха дружила с гиеной; в) гиена пробегала мимо; г) у гиены было доброе сердце. 7. Почему леопард помог черепахе? а) леопард быстрее всех бегал; б) черепаха дружила с леопардом; в) леопард пробегал мимо; г) у леопарда было доброе сердце. 8. Восстанови с помощью цифр последовательность действий леопарда. ⃝а) опустил; ⃝б) взял; ⃝в) снял; ⃝г) посадил; ⃝д) вернулся. 9. Отметь образные выражения. а) доброе сердце; б) добрый человек; в) злое сердце; г) злой волк; 10. Подумай, каким образным выражением можно завершить эту сказку? Свой выбор обоснуй. а) По заслуге и награда; б) По Сеньке и шапка; в) Как аукнется, так и откликнется; г) Будь другом – найдёшь друга. ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________