Аннотация к рабочим программам МБОУ ЦО

АННОТАЦИИ
К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 1-4 КЛАССОВ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр Образование» города Сарова
разработана на основе требований нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утв. Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г № 373, с
изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2012 г. №1060, от 29
декабря 2014 г.№ 1643, от 18 мая 2015 г. № 507, от 31. декабря 2015 г. № 1576);
Конвенция о правах ребенка;
Национальная доктрина образования в Российской Федерации: [постановление
Правительства Российской Федерации от 04.10.00 № 751] // Официальные документы в
образовании. - 2000. - № 21. - С. 2-11;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]:
Утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271 - Официальный сайт
Министерства образования и науки Российской федерации. - Режим доступа:
http://mon.gov.ru/dok/akt/6591;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденных Главным санитарным
врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г., зарегистрированных в Минюсте
РФ 03.03.2011 № 19993;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года
№81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных
организациях»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №
253 г. Москва «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 N 576 «О
внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253»;
Программа развития МБОУ ЦО
В предлагаемой основной образовательной программе начального общего образования,
разработанной большим авторским коллективом, показаны возможности развития и воспитания
учащихся МБОУ ЦО.
В программу внесены изменения в соответствии с последними приказами Министерства
образования и науки Российской Федерации.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего
образования - 4 года.
Структура основной образовательной программы начального общего образования
определена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта, а ее содержательное наполнение учитывает рекомендации Примерной основной
образовательной программы начального общего образования.

Образовательная программа становится основополагающим документом, который
определяет приоритетные направления функционирования и развития Центра Образования на
ближайшие годы.
Можно сказать, что в жизни Центра Образования наступает этап: на смену методологии
проблемно-деятельностного подхода, выражением которого являлись программы (проекты)
развития образовательных организаций, приходит реально действующий принцип разработки и
реализации образовательных программ как совокупности основных направлений деятельности
общеобразовательной
организации
(целевого,
содержательного,
организационно
педагогического, контрольно-оценочного).
В этом нормативном документе взаимосвязанными становятся цели образовательной
деятельности МБОУ ЦО и планируемые результаты обучения, воспитания, развития учащихся;
учебный план и система внеурочной работы; механизмы формирования определенных качеств
(характеристик) учащихся и система их мониторинга.
Антропологический подход, положенный в основу разработки Образовательной
программы, может стать продуктивным в развитии отечественной системы образования при
условии творческого, неформального подхода МБОУ ЦО к решению задач создания и
реализации Образовательной программы как механизма реализации Стандартов нового
поколения.
При этом важным становится выбор учебно-методического комплекта (образовательной
системы) начальной школы, по которому происходит обучение, воспитание и развитие младших
школьников. Практика показывает, что успешная разработка Образовательной программы
возможна только на основе развивающих, личностно-ориентированных образовательных систем,
выражением которых являются современные учебные курсы, учебники, широкий дидактический
материал, тесная связь учебной и внеурочной работы с наличием конкретных механизмов ее
реализации.
Образовательная программа выступает основным гарантом качества образования учащихся
и условием социальной ответственности педагогического коллектива ЦО. Успешность создания
и реализации данного документа будет напрямую связана с успешностью Центра Образования,
каждого ребенка и педагога в нем.
Образовательная программа опирается на проектно-гуманитарную парадигму,
представленную принципами инновационного образования (В.И. Слободчиков):
 принцип развития как фундаментальная способность человека становиться и быть
подлинным субъектом своей собственной жизни и собственной деятельности;
 принцип ситуационно-позиционного обучения, в соответствии с которым в качестве
общей формы ситуации развития выступает детско-взрослая событийная общность, а
именно «детско-взрослая событийная общность, в которой реализуется ведущая
деятельность как совокупная, совместная деятельность взрослых и детей»;
 учёт максимальных возможностей развития учащихся на каждой ступени образования, а
не только максимальные достижения в русле стратегии «выдержат или не выдержат дети
образовательное нападение со стороны обучающих их взрослых».
В основе реализации основной образовательной программы лежат системнодеятельностный, компетентностный и антропологический подходы.
Системно-деятельностный подход предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества
на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального,
поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
 переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе
разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы
достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного
развития учащихся;
 ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта,
где развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

 признание решающей роли содержания образования, способов организации
образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в
достижении целей личностного, социального и познавательного развития учащихся;
 учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении целей
образования и воспитания и путей их достижения;
 обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего
общего образования;
 разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого
учащегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),
обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм
взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
 гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для
самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций,
видов и способов деятельности.
Компетентностный подход выступает современным методологическим ориентиром
профессионального
развития
учителей,
определяющим
становление
интегральной
профессионально-личностной компетентности как универсальной способности проектировать и
реально обеспечивать новое качество образования и новый образовательный результат.
Образовательная (педагогическая)
компетенция
требование
к образовательной
(профессиональной) деятельности, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых
ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта профессиональной деятельности педагога по
отношению к реальному кругу объектов реальной педагогической действительности,
необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной
профессиональной деятельности.
Разработка содержания Образовательной программы реализуется с учетом ключевых
образовательных компетенций, таких, как ценностно-смысловые, культурно-познавательные,
коммуникативные и технологические. Компетентностный подход позволяет обеспечить
удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей (законных
представителей) на основе углубления и обновления предметных и методических знаний,
акцентировать внимание на развитии личности ребенка в широком социальном контексте,
формализовать процедуры качественной оценки образованности как готовности к
инновационной деятельности.
Антропологический подход в Образовательной программе представляет собой единство
всех аспектов содержания, включающий в себя совокупность знаний о человеке, и играет роль
интегрированного знания о человеке как целостном существе. Антропологическое знание все
более признается ядром профессиональной компетентности учителя, поскольку именно оно
связывает цели, задачи, содержание и технологию образования в целостную гуманитарную
систему.
Подлинно развивающим образованием в соответствии с антропологическим подходом
может считаться только то, которое реализует все три типа развития: природное (естественное),
социальное (упорядоченная совокупность способа и средств целевой деятельности) и
саморазвитие (кардинальное преобразование своей собственной самости).
Целостность трех типов развития, по утверждению В.И. Слободчикова, обеспечивается их
ценностью, несущей в себе как объективно-предметное («так есть» - необходимость), так и
внутренне-субъективное начало («так хочу» - индивидуальная свобода), и являющейся духовным
синтезом, воплощаемым в индивидуальном «способе бытия в объективной истине» самоопределении человека («так должно быть»).
Для развития деятельности в МБОУ ЦО проектируется следующая последовательность
преобразований:
субъект действий (раннее детство) —► субъект собственных действий (дошкольное
детство) субъект деятельности (младший школьник).
В МБОУ ЦО приняты следующие ценностно-целевые ориентиры развития:
целенаправленное формирование разного рода ресурсов: интеллектуально-волевого,
нравственно-позиционного,
профессионально-деятельностного,
организационного,

управленческого и др. В решении данной проблемы авторы-разработчики выделяют два
необходимых стратегических шага, первый связан с формированием совместности
разработчиков и реализаторов основной образовательной программы, второй - с формированием
нового профессионального мышления каждого входящего в инновационный проект педагога, а
также выращивание жизнеспособной общности людей.
Инновационное образование - развивающее и развивающееся образование, «выполняющее
историческую миссию: обеспечивать целостность общественной жизни различных групп
населения, целостность духовно-душевной жизни личности, целостность и жизнеспособность
различных общностей людей и в первую очередь - детско-взрослой общности, которая и есть
субъект развивающего образования».
Новый тип педагогического профессионализма, определяемый способностью педагога
проектировать ситуации развития для учащихся; особой социокультурной позицией взрослого в
образовательном процессе - тот, кто учит самому учению.
Вариативность образования, основанная на создании «личных пространств» для принятия
самостоятельных решений различными участниками образовательного процесса: учащимися и
педагогами, профессиональными и территориальными сообществами.
Формирование инновационного типа поведения учащихся, что означает:
 создание условий безопасности;
 создание ситуаций развития (игровой, учебной, учебно-проектной);
 позитивное стимулирование и поддержка инициатив;
 обучение различным способам деятельности;
 обучение жизненному проектированию;
 организация учебного сотрудничества;
 формирование потребности в рефлексии и самооценке.
Аннотация к рабочей программе по предмету «Русский язык»
(УМК «Начальная школа XXI века»)
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта, Основной образовательной программы
начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, авторской программы по русскому языку С.В. Иванова,
М.И.Кузнецовой, А.О.Евдокимовой, планируемых результатов начального общего образования.
Рабочая программа в полном объёме соответствует авторской.
Рабочая
программа
составлена на 165 часов в 1 классе (5 часов в неделю, 33 учебные недели) и по 170 часов во 2, 3, 4
классах (по 5 часов в неделю, 34 учебные недели). В рамках двух учебных предметов «Русский
язык» и «Литературное чтение» в 1 классах предусмотрено обучение грамоте, поэтому общее
количество часов этих предметов 297 ч. (165 ч. и 132 ч.) в тематическом планировании
распределено следующим образом:
Обучение грамоте (Авторская программа Л.И. Журовой «Обучение грамоте») - 207 ч.,
Русский язык - 50 ч.,
Литературное чтение - 40 ч.
Отличительной особенностью программы по отношению к ФГОС НОО является его
деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия
(УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания предмета «Русский язык».
Курс «Русский язык» входит в состав УМК «Начальная школа XXI века».
Основной дидактической идеей комплекта «Начальная школа XXI века» является системно
– деятельностный подход.
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у
учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая
выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения
предметных целей изучения русского языка - социокультурной и научно-исследовательской.

Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития
устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного
письма. Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей
культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную
речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком. Для реализации
этой цели необходимо учитывать следующее:
- грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных
особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или
репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и
упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться
не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
- научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из
условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с
основными положениями науки о языке. Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором
они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка,
развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной
(русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной
деятельности для реализации этой цели - нахождение, вычленение и характеристика языковой
единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их
классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных
задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только
сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления
ученика. Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной
деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными
положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные текс
ты. Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении
любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
- «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные
тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
- «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык -часть
окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как
современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык
страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
Аннотация к рабочей программе по предмету «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной
образовательной программы начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторского курса
«Литературное чтение» авторов Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской, планируемых результатов
начального общего образования.
Рабочая программа составлена:
-в 1 классе -132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 92 ч (23 учебные недели)
отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) –
урокам литературного чтения;
- во 2-3 классах на уроки литературного чтения отводится по 136 ч (4 ч в неделю, 34
учебные недели в каждом классе);
- в 4 классе на уроки литературного чтения отводится 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные
недели).
Основная задача предлагаемого курса литературы - воспитание эстетически развитого
читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному
суждению о произведении и жизненных явлениях, в нём отражённых.

В основе всего курса лежит исходное отношение автор – художественное произведение
(текст) – читатель, соответствующее концепции М.М. Бахтина о сущности взаимоотношений
читателя и писателя. Освоение этого отношения - непрерывный процесс практической
литературной деятельности самих школьников то в авторской, то в читательской позиции. Для
успешной работы в каждой из этих основных позиций школьнику нужна и литературнокритическая оценка, т.е. работа в позиции «критика», и знание закона художественной
содержательной формы, т.е. работа в позиции «теоретика»; эти знания – необходимое средство
работы автора и читателя. Основные задачи работы в каждой из выделенных позиций различны,
но все они обеспечивают единое литературное развитие ребёнка-читателя.
Аннотация к рабочей программе по предмету «Русский родной язык»
Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для 1-4 классов
составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для
образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования
(авторы-составители: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И.
Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., Соколова О. В.)
Программа рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 17 часов, изучается в 4
классе, завершая курс на уровне начального общего образования.
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных
федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа
ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную
область «Русский язык и литературное чтение». Цели курса русского языка в рамках
образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою
специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также
особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих
целей:
●
расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а
через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения;
●
формирование первоначальных представлений о национальной специфике
языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с
национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и
русском речевом этикете;
●
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира,
отраженной в языке;
●
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
●
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому
самосовершенствованию;
●
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается
на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и
литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии
настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса

русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практикоориентированный характер.
Целевыми установками данного курса являются:
● совершенствование у младших школьников как носителей языка способности
ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
● изучение исторических фактов развития языка;
● расширение представлений о различных методах познания языка (учебное
лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
● включение учащихся в практическую речевую деятельность.
Аннотация к рабочей программе по предмету «Литературное чтение на родном
(русском) языке»
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 1-4 классов
составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и Концепцией духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России. Программа предназначена для учащихся 14 классов. За основу данной разработки взята программа Н. Н. Светловской «Внеклассное
чтение», а также включены и другие произведения, допустимые для детского чтения.
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке составлена на основе
требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы,
представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования, рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 17 часов, изучается в 4 классе,
завершая курс на уровне начального общего образования.
Цель рабочей программы – развитие устной и письменной речи, монологической и
диалогической речи, а также навыков грамотного чтения и письма как показателей общей
культуры человека. Необходимо раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических
ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать
художественный вкус, формировать культуру чувств, общения, ознакомление обучающихся с
лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного
произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.
Задачи обучения:
 формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке и языковой культуре как основе национального
самосознания;
 диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности на родном языке;
 расширение читательского кругозора обучающихся;
 овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение,
слушание);
 формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и
создание высказываний в устной и письменной форме;
 обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
 эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
 пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать
свою речь.
Одним из ключевых результатов изучения курса «Литературное чтение на родном (русском)
языке» является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы
ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными
связями, в том числе с помощью родного языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь
милосерден; поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни
общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя
частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде
обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание
любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных
произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его
выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества,
проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных
явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней;
формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной
ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие
организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного
отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа,
представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего
языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового
сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество,
толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Аннотация к рабочей программе по предмету «Английский язык»
Рабочая программа по английскому языку составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной
образовательной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы «Английский язык.
Рабочие программы. 2-4 классы / Н.И. Быкова, М.Д., Поспелова. - М.: Просвещение.
Рабочая программа составлена на 68 часов учебного плана при нагрузке 2 часа в неделю в
каждом классе.
Интегративной целью обучения английскому языку в начальной школе является
формирование, развитие и совершенствование элементарной коммуникативной компетенции
младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности:
аудировании, говорении, чтении и письме.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
 формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей и
потребностей младших школьников;
 развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения
младшего школьника,
 развитие мотивации к овладению английским языком;
 обеспечение коммуникативнно-психологической адаптации младших школьников к
новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и
использования языка как средства общения;
 освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим
школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском
языке;
 приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка:
знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским
фольклором и доступными образцами художественной литературы;
 воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран; ^ формирование
речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также
их общеучебных умений.

Аннотация к рабочей программе по предмету «Математика»
( УМК «Перспектива»)
Рабочая программа по математике составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта, Основной образовательной программы начального общего
образования, примерной образовательной программы начального общего образования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
авторской программы Л.Г.Петерсон, планируемых результатов начального общего образования.
Курс математики для 1–4 классов начальной школы, реализующий данную программу, является
частью непрерывного курса математики для дошкольников, начальной школы и 5−6 классов
средней школы образовательной системы «Школа 2000...» и, таким образом, обеспечивает
преемственность математической подготовки между ступенями дошкольного, начального и
общего среднего образования.
Рабочая программа составлена на 132 часа в 1 классе (4 часа в неделю, 33 учебные недели)
и по 136 часов во 2, 3, 4 классах (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
Основными целями курса математики в соответствии с требованиями ФГОС являются:
 формирование у учащихся основ умения учиться;
 развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
 создание для каждого ребёнка возможности достижения высокого уровня
математической подготовки.
 Задачами данного курса являются:
 формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности
посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных
универсальных учебных действий;
 приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению
нового знания, его преобразованию и применению;
 формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых
человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и, в частности,
логического, алгоритмического и эвристического мышления;
 духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом специфики
начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания,
справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и
 уважения к своему Отечеству;
 формирование математического языка и математического аппарата как средства
описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
 реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения
учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей
учащихся;
 овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для
повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
 создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.
Аннотация к рабочей программе по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
(УМК «Перспектива»)
Рабочая программа по ОРКСЭ составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта, Основной образовательной программы начального общего
образования, примерной образовательной программы начального общего образования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
авторских программ А.Я.Данилюк (Основы религиозных культур и светской этики) и
Студеникина М. Т. (Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской
этики.)
Рабочая программа составлена на 34 часа в 4 классе (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений.
Ориентация содержания всех модулей учебного курса имеет общую педагогическую цель воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
 знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
 буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской
этики;
 развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
 ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
 обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных
обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной
истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Основной принцип курса - общность в многообразии, многоединство, поликультурность
отражает культурные, этнические и религиозные особенности нашей страны и современного
мира.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников
представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и
светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей
сопричастности к ним.
Аннотация к рабочей программе по предмету «Окружающий мир»
(УМК «Перспектива»)
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта, Основной образовательной программы
начального общего образования, примерной образовательной программы начального общего
образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, авторской программы А.А. Плешакова, планируемых результатов начального
общего образования.
Рабочая программа составлена на 66 часов в 1 классе (2 часа в неделю, 33 учебные недели)
и по 68 часов во 2, 3, 4 классах (по 2 часа в неделю, 34 учебные недели). Основные цели
программы:
 формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе
единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления
ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
 Задачи освоения дисциплины «окружающий мир»:
 формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной
жизни;
 осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нём;
 формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
 формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Аннотация к рабочей программе по предмету «Музыка»
(УМК «Перспектива»)

Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта, Основной образовательной программы начального общего
образования, примерной образовательной программы начального общего образования по музыке,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
авторской программы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой,Т. С. Шмагиной.
Рабочая программа составлена на 33 часа в 1 классе (1 час в неделю, 33 учебные недели) и
по 34 часа во 2, 3, 4 классах (по 1 часу в неделю, 34 учебные недели).
Основные цели программы:
 развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, певческого
голоса, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения;
музыкального восприятия и творческих способностей в различных видах музыкальной
деятельности;
 воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к
человеку, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной
культуре разных стран мира; эмоционально ценностного отношения к искусству;
 освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
 овладение практическими умениями и навыками в музыкально -творческой
деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах,
музыкально- пластическом движении и импровизации;
Задачи освоения дисциплины «Музыка»:
 воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного
вкуса,чувства музыки, как основы музыкальной грамотности;
 развитие активного, осознанного восприятия музыкальной культуры прошлого и
настоящего, накопление багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о
музыке, формирование опыта музицирования и хорового исполнительства;
 развитие ассоциативно-образного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на
основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших произведений
мировой музыкальной культуры.
Аннотация к рабочей программе по предмету «Изобразительное искусство»
(УМК «Перспектива»)
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта, Основной образовательной программы
начального общего образования, примерной образовательной программы начального общего
образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, авторской программы Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой, Г. А., планируемых результатов
начального общего образования.
Рабочая программа составлена на 33 часа в 1 классе (1 час в неделю, 33 учебные недели) и
по 34 часа во 2, 3, 4 классах (по 1 часу в неделю, 34 учебные недели). Изобразительное искусство
в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления
интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Основные цели программы:
 воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение
нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств,
уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и
способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через
искусство;
 развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности
творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и
навыков сотрудничества в художественной деятельности;
 освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно- прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и
общества;

 овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного
кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой
деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование
эстетического вкуса.
Задачи обучения:
 совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и
окружающего мира;
 развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни
(музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
 формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Аннотация к рабочей программе дисциплины «Технология»
(УМК «Перспектива»)
Рабочая программа по технологии разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной
программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, авторской программы Роговцевой Н.И, Анащенковой
С.В., планируемых результатов начального общего образования.
Рабочая программа составлена на 33 часа в 1 классе (1 час в неделю, 33 учебные недели) и
по 34 часа во 2, 3, 4 классах (по 1 часу в неделю, 34 учебные недели).
Основные цели программы:
 приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
 приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности
 на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями
и проектной деятельностью;
 формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям
труда.
Задачи освоения дисциплины «Технология»:
 духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно -этического и
социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре,
развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы
через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с
современными профессиями;
 формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном
обществе на основе знакомства с ремёслами народов России, развитие способности к
равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека;
воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
 формирование целостной картины мира (образа мира) на основе по- знания мира через
осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с
миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии
процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
 развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на
основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и
системой ценностей ребенка; а также на основе мотивации успеха, готовности к
действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
 формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
 внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения
составлять план действий и применять его для решения учебных задач),
прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях
выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
 умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о
технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда,
использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и
других школьных дисциплин;

 коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения
выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей,
распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е.
договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности
выбранного способа и т. д.);
 первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических
умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической
картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и
способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного
 соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации
рабочего места;
 первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках,
проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также
навыков использования компьютера;
 творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации
проектов.
Аннотация к рабочей программе по предмету «Физическая культура»
(УМК «Перспектива»)
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной
образовательной программы начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, рабочей программы
предметной линии учебников А.П. Матвеева.
Рабочая программа составлена на 99 часов в 1 классе (3 часа в неделю, 33 учебные недели)
и по 102 часа во 2, 3, 4 классах (по 3 часа в неделю, 34 учебные недели).
Целью учебной программы по физической культуре является формирование у учащихся
начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой
самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой.
Реализация данной цели обеспечивается содержанием учебного предмета дисциплины
«Физическая культура», в качестве которого выступает физкультурная (двигательная)
деятельность человека, ориентированная на укрепление и сохранение здоровья, развитие
физических качеств и способностей, приобретение определенных знаний, двигательных навыков
и умений.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных
задач:
 укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и
повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
 совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения
подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых
видов спорта;
 формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни
человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности;
 развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
 обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными
показателями физического развития и физической подготовленности.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе
является освоение учащимися основ физкультурной деятельности с общеразвивающей
направленностью. Освоение предмета данной деятельности способствует не только активному
развитию физической природы занимающихся, но и формированию у них психических и
социальных качеств личности, которые во многом обусловливают становление и последующее
формирование универсальных способностей (компетенций) человека. Универсальность
компетенций определяется в первую очередь широкой их востребованностью каждым

человеком, объективной необходимостью для выполнения различных видов деятельности,
выходящих за рамки физкультурной деятельности.
В число универсальных компетенций, формирующихся в начальной школе в процессе
освоения учащимися предмета физкультурной деятельности с общеразвивающей
направленностью, входят:
 умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для
достижения ее цели;
 умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
 умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».