1. Пояснительная записка
Программа для учащихся разработана в соответствии с федеральными образовательными
стандартами начального общего образования. При создании программы учитывались
потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном
подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы
здорового
образа
жизни,
использовать
ценности
физической
культуры
для
самовоспитания, саморазвития и самореализации. В программе нашли свое отражение
объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества,
условия деятельности образовательных учреждений, требования учителей и методистов о
необходимости обновления содержания образования, внедрения новых методик и
технологий в образовательно-воспитательный процесс.
Целью учебной программы по физической культуре является формирование у
учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и
творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической
культурой. Реализация данной цели обеспечивается содержанием учебного предмета
дисциплины «Физическая культура», в качестве которого выступает физкультурная
(двигательная) деятельность человека, ориентированная на укрепление и сохранение
здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение определенных
знаний, двигательных навыков и умений.
Задачи:
- совершенствование жизненно-важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках,
лазании, метании и плавании;
- обучение физическим упражнениям из гимнастики, легкой атлетики подвижным
играм и техническим действиям спортивных игр;
- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости,
координации и гибкости;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни
человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными
показателями физического развития и физической подготовленности.
2. Особенности формы работы
Оздоровительные
занятия
в
режиме
дня:
комплексы
утренней
зарядки,
физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и
проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования
правильной осанки и развития мышц туловища.
3. Тематическое планирование внеурочных занятий в 3 классе
1 час в неделю, всего 34 часа
№
1.
Содержание учебного материала
Кол-во часов
Инструктаж по ТБ на занятиях по Легкой атлетике. Разновидности 1
ходьбы. Бег с высоким подниманием бедра. Бег 30 м. Прыжок в
длину смета.
2.
Разновидности ходьбы. Определение уровня физической
1
подготовленности: Челночный бег, наклон вперед из положения
стоя, подтягивание на высокой, низкой перекладине. Бег 60 м.
3.
Беседа: Современные Олимпийские игры. Разновидности ходьбы.
1
Бег 30 и 60 м. Подвижная игра «Воробьи вороны». Развитие
скоростных и координационных способностей.
4.
Беседа: О способах и особенностях движений. Прыжок в длину с
1
разбега. Прыжок с места. Прыжок с высоты 60 см. Игра «Гуси
лебеди». Развитие скоростно-силовых качеств.
5.
Прыжок в длину с разбега. Многоскоки. Игра «Прыгающие
1
воробушки». Развитие скоростно-силовых качеств.
6.
Беседа: Строение человека. Скелет. Метание малого мяча на
1
дальность. Метание мяча в цель. Игра «Зайцы в огороде».
Развитие скоростно- силовых способностей.
7.
Прыжок в высоту. Метание малого мяча на дальность. Игра «Кто
1
дальше бросит», «Метко в цель».
8.
Прыжок в высоту. Метание мячей в вертикальную
1
горизонтальную цель. Прыжки на скакалке за 1 мин. Развитие
скоростно- силовых качеств.
9.
Метание малых мячей в вертикальную горизонтальную цель.
1
Бросок набивного мяча. Развитие скоростно-силовых качеств.
10. Баскетбол. Т.Б. на уроках баскетбола. Стойка баскетболиста.
1
Перемещение стойки. Ловля передача меча в движении. Ведение
на месте правой и левой рукой в движении шагом и бегом. Броски
в цель. ОРУ. Игра «Передал - садись». Развитие
координационных способностей.
11. Беседа: Ходьба, бег, прыжки, лазание - как жизненно важные
1
способы передвижения. Стойка игрока. Перемещение в стойке
приставными шагами, боком, лицом и спиной вперед. Ведение
мяча с изменением направлением и скоростью. Броски в цель.
Развитие координационных способностей.
12. Ловля передача мяча в движении. Ведение на месте правой и
1
левой рукой в движении, шагом и бегом. Остановка двумя
шагами, пружком. Игра «передал садись».
13. Беседа: Закаливание организма (Обтирание). Ловля передача мяча
1
в движении. Ведение на месте. Броски в цель. ОРУ. Игра
«Передал -садись».
14. Ловля передача мяча на месте. Ведение на месте правой и левой
1
рукой в движении, шагом и бегом. Бросок двумя руками от груди.
Ведение мяча в эстафетах.
15. К.У.- ведение мяча правой и левой рукой в движении. Игра
1
«Гонка мячей по кругу».
16. Ловля передача мяча на месте двумя руками от груди. Бросок
1
двумя руками от груди. Игра «Гонка мячей по кругу».
17. К.У.- Ловля передача мяча двумя руками от груди. Подвижная
1
игра «Подвижная цель».
18. Вырывание, выбивание мяча. Игра по упрощенным правилам
1
«Мини-баскетбол». Развитие координационных способностей.
19. Передача мяча одной рукой от плеча. Бросок в кольцо с
1
различных точек. Игра «Быстро и точно». Развитие
координационных способностей.
20. Передача мяча одной рукой от плеча. Бросок в кольцо одной,
1
двумя руками. Игра «Быстро и точно». Развитие
координационных способностей.
Волейбол Т.Б. на занятиях волейболом..
21. Беседа: Доврачебная помощь при травмах. Строевые упражнения.
1
1
Перекаты, группировки. 2-3 кувырка вперед. Стойка на лопатках.
Мост из положения лежа на спине. ОРУ.
22. Беседа: Физическая нагрузка и способы её регулирования.
Строевые упражнения. Перекаты, группировки. 2-3 кувырка
вперед. Стойка на лопатках. Мост из положения лежа на спине.
Развитие координационных способностей.
1
23. Беседа: Вредные привычки. Строевые упражнения.
1
Акробатическая комбинация. Висы и упоры. Подтягивание в
висе. Развитие силовых способностей.
24. Беседа: Роль зрительного и слухового анализатора. Строевые
1
упражнения. К.У.- акробатическая комбинация. Висы и упоры.
Упражнения в равновесии: лазание по бревну стоя,
гимнастической скамейке. Развитие силовых способностей.
25. Беседа: Терминология разучиваемых упражнений. Строевые
1
упражнения. Вис стоя, лежа. Вис на согнутых руках.
Подтягивание в висе. ОРУ с предметами. Развитие силовых
способностей.
26. Беседа: Нарушение осанки. Строевые упражнения. Вис стоя, лежа. 1
Вис на согнутых руках. Подтягивание в висе. Упражнение в упоре
лежа и стоя на коленях на гимнастической скамейке. ОРУ с
предметами.
27. Беседа: Поддержание достойного внешнего вида. Строевые
1
упражнения. Упражнения в равновесии: Лазание по наклонной
скамейке. ОРУ с предметами. Развитие силовых способностей
28. Беседа: Выявление работающих групп мышц. Строевые
1
упражнения. К.У.- упражнения в равновесии. Лазание по канату.
Развитие силовых способностей.
29. Беседа: Эмоции и их регулирование. Строевые упражнения.
1
Лазание по канату. Опорный прыжок через козла. ОРУ с
предметами.
30. Беседа: Жизненно важные навыки и умения. Строевые
1
упражнения. К.У. – лазание по канату. Опорный прыжок через
козла. Эстафеты. Развитие координационных способностей.
31. Беседа: Физическая культура общества и человека. Строевые
1
упражнения. Перелазание через гимнастического коня. Опорный
прыжок через козла. Развитие координационных способностей.
32. Беседа: Физическая культура личности. Строевые упражнения.
1
Ходьба приставными шагами по бревну. Перелазание через
гимнастического коня. Развитие координационных способностей.
33. Беседа: Ценностные ориентации физкультурной деятельности.
Строевые упражнения. Перелазание через гимнастического коня.
1
Опорный прыжок через козла способом ноги врозь.
34. Подведение итогов года. Учебная игра по упрощенным правилам
1
волейбола.
Тематическое планирование внеурочных занятий в 4 классе
1 час в неделю, всего 34 часа
№
Содержание учебного материала
1. Инструктаж по ТБ на занятиях по Легкой атлетике. Разновидности
Кол-во часов
1
ходьбы. Бег с высоким подниманием бедра. Бег 30 м. Прыжок в
длину смета.
2. Разновидности ходьбы. Определение уровня физической
1
подготовленности: Челночный бег, наклон вперед из положения
стоя, подтягивание на высокой, низкой перекладине. Бег 60 м.
3. Беседа: Современные Олимпийские игры. Разновидности ходьбы.
1
Бег 30 и 60 м. Подвижная игра «Воробьи вороны». Развитие
скоростных и координационных способностей.
4. Беседа: О способах и особенностях движений. Прыжок в длину с
1
разбега. Прыжок с места. Прыжок с высоты 60 см. Игра «Гуси
лебеди». Развитие скоростно-силовых качеств.
5. Прыжок в длину с разбега. Многоскоки. Игра «Прыгающие
1
воробушки». Развитие скоростно-силовых качеств.
6. Беседа: Строение человека. Скелет. Метание малого мяча на
1
дальность. Метание мяча в цель. Игра «Зайцы в огороде». Развитие
скоростно- силовых способностей.
7. Прыжок в высоту. Метание малого мяча на дальность. Игра «Кто
1
дальше бросит», «Метко в цель».
8. Прыжок в высоту. Метание мячей в вертикальную горизонтальную
1
цель. Прыжки на скакалке за 1 мин. Развитие скоростно- силовых
качеств.
9. Метание малых мячей в вертикальную горизонтальную цель. Бросок
1
набивного мяча. Развитие скоростно-силовых качеств.
10. Баскетбол. Т.Б. на уроках баскетбола. Стойка баскетболиста.
Перемещение стойки. Ловля передача меча в движении. Ведение на
месте правой и левой рукой в движении шагом и бегом. Броски в
цель. ОРУ. Игра «Передал - садись». Развитие координационных
1
способностей.
11. Беседа: Ходьба, бег, прыжки, лазание - как жизненно важные
1
способы передвижения. Стойка игрока. Перемещение в стойке
приставными шагами, боком, лицом и спиной вперед. Ведение мяча
с изменением направлением и скоростью. Броски в цель. Развитие
координационных способностей.
12. Ловля передача мяча в движении. Ведение на месте правой и левой
1
рукой в движении, шагом и бегом. Остановка двумя шагами,
пружком. Игра «передал садись».
13. Беседа: Закаливание организма (Обтирание). Ловля передача мяча в
1
движении. Ведение на месте. Броски в цель. ОРУ. Игра «Передал садись».
14. Ловля передача мяча на месте. Ведение на месте правой и левой
1
рукой в движении, шагом и бегом. Бросок двумя руками от груди.
Ведение мяча в эстафетах.
15. К.У.- ведение мяча правой и левой рукой в движении. Игра «Гонка
1
мячей по кругу».
16. Ловля передача мяча на месте двумя руками от груди. Бросок двумя
1
руками от груди. Игра «Гонка мячей по кругу».
17. К.У.- Ловля передача мяча двумя руками от груди. Подвижная игра
1
«Подвижная цель».
18. Вырывание, выбивание мяча. Игра по упрощенным правилам
1
«Мини-баскетбол». Развитие координационных способностей.
19. Передача мяча одной рукой от плеча. Бросок в кольцо с различных
1
точек. Игра «Быстро и точно». Развитие координационных
способностей.
20. Передача мяча одной рукой от плеча. Бросок в кольцо одной, двумя
1
руками. Игра «Быстро и точно». Развитие координационных
способностей.
21. Волейбол Т.Б. на занятиях волейболом..
1
22. Беседа: Доврачебная помощь при травмах. Строевые упражнения.
1
Перекаты, группировки. 2-3 кувырка вперед. Стойка на лопатках.
Мост из положения лежа на спине. ОРУ.
23. Беседа: Физическая нагрузка и способы её регулирования. Строевые
упражнения. Перекаты, группировки. 2-3 кувырка вперед. Стойка на
1
лопатках. Мост из положения лежа на спине. Развитие
координационных способностей.
24. Беседа: Вредные привычки. Строевые упражнения. Акробатическая
1
комбинация. Висы и упоры. Подтягивание в висе. Развитие силовых
способностей.
25. Беседа: Роль зрительного и слухового анализатора. Строевые
1
упражнения. К.У.- акробатическая комбинация. Висы и упоры.
Упражнения в равновесии: лазание по бревну стоя, гимнастической
скамейке. Развитие силовых способностей.
26. Беседа: Терминология разучиваемых упражнений. Строевые
1
упражнения. Вис стоя, лежа. Вис на согнутых руках. Подтягивание в
висе. ОРУ с предметами. Развитие силовых способностей.
27. Беседа: Нарушение осанки. Строевые упражнения. Вис стоя, лежа.
1
Вис на согнутых руках. Подтягивание в висе. Упражнение в упоре
лежа и стоя на коленях на гимнастической скамейке. ОРУ с
предметами.
28. Беседа: Поддержание достойного внешнего вида. Строевые
1
упражнения. Упражнения в равновесии: Лазание по наклонной
скамейке. ОРУ с предметами. Развитие силовых способностей
29. Беседа: Выявление работающих групп мышц. Строевые упражнения.
1
К.У.- упражнения в равновесии. Лазание по канату. Развитие
силовых способностей.
30. Беседа: Эмоции и их регулирование. Строевые упражнения. Лазание
1
по канату. Опорный прыжок через козла. ОРУ с предметами.
31. Беседа: Жизненно важные навыки и умения. Строевые упражнения.
1
К.У. – лазание по канату. Опорный прыжок через козла. Эстафеты.
Развитие координационных способностей.
32. Беседа: Физическая культура общества и человека. Строевые
1
упражнения. Перелазание через гимнастического коня. Опорный
прыжок через козла. Развитие координационных способностей.
33. Беседа: Ценностные ориентации физкультурной деятельности.
1
Строевые упражнения. Перелазание через гимнастического коня.
Опорный прыжок через козла способом ноги врозь.
34. Подведение итогов года. Учебная игра по упрощенным правилам
волейбола
1
3. Содержание программы
Физкультурно-оздоровительная деятельность: комплексы физических упражнений для
утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений
осанки.
Спортивно-оздоровительная деятельность:
- Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение
основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!»,
«Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение
в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!»
и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на
пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с
помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из
упора присев назад и боком.
Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической
стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание попластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания
поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения
(стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной гимнастической скамейке;
упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя
ногами (с помощью).
- Легкая атлетика
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся
направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных
положений и с разным положением рук.
Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед
и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов
и спрыгивание с нее.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную
цель, в стену.
- Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору»,
«Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты»,
«Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через
холодный ручей» 2; игровые задания с использованием строевых упражнений типа:
«Становись — разойдись», «Смена мест».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»,
«Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро
по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Охотники и олени», «Встречная
эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире».
На материале спортивных игр:
Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне
головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за
головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: «Брось — поймай»,
«Выстрел в небо», «Охотники и утки».
- Общеразвивающие физические упражнения
на материале гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, подвижных и
спортивных игр: развитие гибкости, координации, быстроты, выносливости, силовых
способностей, формирование осанки.
4. Формирование универсальных учебных действий
У обучающихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Познавательные универсальные учебные действия:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
5. Планируемые результаты трех уровней
В результате освоения программы «Спортивные игры» учащиеся 3 класса должны
знать:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать
средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее
роль и значение в жизни человека;
использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовленности человека;
уметь:
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития
(длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное
отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
организовывать
и
проводить
со
сверстниками
подвижные
игры
и
элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий
физической культурой;
организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой
направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их
с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на
высоком качественном уровне;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в
игровой и соревновательной деятельности;
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных условиях.
В результате освоения программы «Спортивные игры» учащиеся 4 класса должны
знать:
о физических упражнениях, их влияние на физическое развитие.
о связи физической культуры с трудовой и военной деятельностью человека
о физических качествах и общих правилах определения уровня их развития;
о правилах проведения закаливающих процедур;
об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для
формирования правильной осанки;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать
строевые
команды,
вести
подсчёт
при
выполнении
общеразвивающих упражнений;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия
разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом
техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в
игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условия.
уметь:
определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости);
вести наблюдения за физическим развитием и физической
подготовленностью;
выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого
мяча;
выполнять комплексы упражнений для развития равновесия;
измерять частоту сердечных сокращений;
уметь играть в спортивные игры по упрощенным правилам.
соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий
физической культурой;
организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой
направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их
с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на
высоком качественном уровне;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в
игровой и соревновательной деятельности;
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных условиях.