Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Спортивные игры

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Спортивные игры»

Направленность программы физкультурно-спортивная
Возраст учащихся: 6-11 лет
Срок реализации программы: 4 года

Автор-составитель:
учитель физической культуры
Череменов Евгений Викторович

г. Саров
2020

1. Пояснительная записка
Программа для учащихся разработана в соответствии с федеральными
образовательными стандартами начального общего образования. При создании
программы учитывались потребности современного российского общества в физически
крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в
разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической
культуры для самовоспитания, саморазвития и самореализации. В программе нашли свое
отражение объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития
общества, условия деятельности образовательных учреждений, требования учителей и
методистов о необходимости обновления содержания образования, внедрения новых
методик и технологий в образовательно-воспитательный процесс.
Целью учебной программы по физической культуре является формирование у
учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и
творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической
культурой. Реализация данной цели обеспечивается содержанием учебного предмета
дисциплины «Физическая культура», в качестве которого выступает физкультурная
(двигательная) деятельность человека, ориентированная на укрепление и сохранение
здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение определенных
знаний, двигательных навыков и умений.
Задачи:
- совершенствование жизненно-важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках,
лазании, метании и плавании;
- обучение физическим упражнениям из гимнастики, легкой атлетики подвижным
играм и техническим действиям спортивных игр;
- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости,
координации и гибкости;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни
человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными
показателями физического развития и физической подготовленности.
2. Особенности формы работы
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки,
физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и
проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования
правильной осанки и развития мышц туловища.

2

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Тематическое планирование внеурочных занятий в 1-2 классах.
1 часа в неделю, всего 34 часа
Содержание учебного материала
Инструктаж по технике безопасности. Подвижные игры.
Ознакомить с равнением в шеренге, развивать выносливость в беге в
чередовании с ходьбой. Подвижные игры.
Разучить повороты на месте переступанием, развивать выносливость в беге.
Метание малого мяча в горизонтальную цель, прыжки с высоты.
Повороты на месте прыжком, построение в круг.
Ходьба с остановками в движении по сигналу, развивать выносливость в
беге
Разучить повороты на месте переступанием и прыжком, разбег с толчком.
Прыжки в длину с места, построение в круг.
Шаг галопа, прыжки в длину с разбега с отталкиванием.
Шаг галопа, перебрасывание мяча в шеренгах.
Повторить упражнение в равновесии, переползание по скамейке на
четвереньках.
Прыжки с мячом, упражнения в равновесии.
Прыжки через короткую скакалку, переползание по гимнастической
скамейке.
Прыжки через короткую скакалку, удары мяча о пол.
Лазание по гимнастической стенке, перебрасывание мяча в шеренгах.
Повторить упражнения в равновесии и лазанье.
Упражнения в равновесии и прыжках.
Прыжок в высоту, упражнения с мячом.
Перебрасывание мяча через шнур, ползание и равновесии.
Перебрасывание мяча через сетку, ползание по прямой.
Ползание на животе по скамейке, броски мяча о пол.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два, передача мяча в
колонне и шеренге.
Повторить передачу мяча в колонне, упражнять в равновесии и
переползании.
Прыжок в длину с места.
Прыжки через короткую скакалку.
Прыжок в длину с места, лазанье.
Перелезание через скамейки, передача мяча.
Прыжки через короткую скакалку.
Метание мяча в цель, упражнения в равновесии и ползание.
Прыжок в длину с места, лазанье.
Перелезание через препятствие, упражнять в равновесии и прыжках.
Прыжки в высоту и метание на дальность.
Метание набивного мяча, прыжки в длину с разбега.
Подвижные игры. Подведение итогов года.

Кол-во
часов
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч.

3

Тематическое планирование внеурочных занятий в 3-4 классах.
1 час в неделю, всего 34 часа
№

Содержание учебного материала

1.

Инструктаж по ТБ на занятиях по Легкой атлетике. Разновидности ходьбы.
Бег с высоким подниманием бедра. Бег 30 м. Прыжок в длину смета.
Разновидности ходьбы. Определение уровня физической подготовленности:
Челночный бег, наклон вперед из положения стоя, подтягивание на высокой,
низкой перекладине. Бег 60 м.
Беседа: Современные Олимпийские игры. Разновидности ходьбы. Бег 30 и 60
м. Подвижная игра «Воробьи вороны». Развитие скоростных и
координационных способностей.
Беседа: О способах и особенностях движений. Прыжок в длину с разбега.
Прыжок с места. Прыжок с высоты 60 см. Игра «Гуси лебеди». Развитие
скоростно-силовых качеств.
Прыжок в длину с разбега. Многоскоки. Игра «Прыгающие воробушки».
Развитие скоростно-силовых качеств.
Беседа: Строение человека. Скелет. Метание малого мяча на дальность.
Метание мяча в цель. Игра «Зайцы в огороде». Развитие скоростно- силовых
способностей.
Прыжок в высоту. Метание малого мяча на дальность. Игра «Кто дальше
бросит», «Метко в цель».
Прыжок в высоту. Метание мячей в вертикальную горизонтальную цель.
Прыжки на скакалке за 1 мин. Развитие скоростно- силовых качеств.
Метание малых мячей в вертикальную горизонтальную цель. Бросок
набивного мяча. Развитие скоростно-силовых качеств.
Баскетбол. Т.Б. на уроках баскетбола. Стойка баскетболиста. Перемещение
стойки. Ловля передача меча в движении. Ведение на месте правой и левой
рукой в движении шагом и бегом. Броски в цель. ОРУ. Игра «Передал садись». Развитие координационных способностей.
Беседа: Ходьба, бег, прыжки, лазание - как жизненно важные способы
передвижения. Стойка игрока. Перемещение в стойке приставными шагами,
боком, лицом и спиной вперед. Ведение мяча с изменением направлением и
скоростью. Броски в цель. Развитие координационных способностей.
Ловля передача мяча в движении. Ведение на месте правой и левой рукой в
движении, шагом и бегом. Остановка двумя шагами, пружком. Игра «передал
садись».
Беседа: Закаливание организма (Обтирание). Ловля передача мяча в
движении. Ведение на месте. Броски в цель. ОРУ. Игра «Передал -садись».
Ловля передача мяча на месте. Ведение на месте правой и левой рукой в
движении, шагом и бегом. Бросок двумя руками от груди. Ведение мяча в
эстафетах.
К.У.- ведение мяча правой и левой рукой в движении. Игра «Гонка мячей по
кругу».
Ловля передача мяча на месте двумя руками от груди. Бросок двумя руками
от груди. Игра «Гонка мячей по кругу».
К.У.- Ловля передача мяча двумя руками от груди. Подвижная игра
«Подвижная цель».
Вырывание, выбивание мяча. Игра по упрощенным правилам «Минибаскетбол». Развитие координационных способностей.
Передача мяча одной рукой от плеча. Бросок в кольцо с различных точек.
Игра «Быстро и точно». Развитие координационных способностей.

2.

3.

4.

5.
6.

7.
8.
9.
10.

11.

12.

13.
14.

15.
16.
17.
18.
19.

Кол-во
часов
1
1

1

1

1
1

1
1
1
1

1

1

1
1

1
1
1
1
1

4

20. Передача мяча одной рукой от плеча. Бросок в кольцо одной, двумя руками.
Игра «Быстро и точно». Развитие координационных способностей.
Волейбол Т.Б. на занятиях волейболом..
21. Беседа: Доврачебная помощь при травмах. Строевые упражнения. Перекаты,
группировки. 2-3 кувырка вперед. Стойка на лопатках. Мост из положения
лежа на спине. ОРУ.
22. Беседа: Физическая нагрузка и способы её регулирования. Строевые
упражнения. Перекаты, группировки. 2-3 кувырка вперед. Стойка на
лопатках. Мост из положения лежа на спине. Развитие координационных
способностей.
23. Беседа: Вредные привычки. Строевые упражнения. Акробатическая
комбинация. Висы и упоры. Подтягивание в висе. Развитие силовых
способностей.
24. Беседа: Роль зрительного и слухового анализатора. Строевые упражнения.
К.У.- акробатическая комбинация. Висы и упоры. Упражнения в равновесии:
лазание по бревну стоя, гимнастической скамейке. Развитие силовых
способностей.
25. Беседа: Терминология разучиваемых упражнений. Строевые упражнения.
Вис стоя, лежа. Вис на согнутых руках. Подтягивание в висе. ОРУ с
предметами. Развитие силовых способностей.
26. Беседа: Нарушение осанки. Строевые упражнения. Вис стоя, лежа. Вис на
согнутых руках. Подтягивание в висе. Упражнение в упоре лежа и стоя на
коленях на гимнастической скамейке. ОРУ с предметами.
27. Беседа: Поддержание достойного внешнего вида. Строевые упражнения.
Упражнения в равновесии: Лазание по наклонной скамейке. ОРУ с
предметами. Развитие силовых способностей
28. Беседа: Выявление работающих групп мышц. Строевые упражнения. К.У.упражнения в равновесии. Лазание по канату. Развитие силовых
способностей.
29. Беседа: Эмоции и их регулирование. Строевые упражнения. Лазание по
канату. Опорный прыжок через козла. ОРУ с предметами.
30. Беседа: Жизненно важные навыки и умения. Строевые упражнения. К.У. –
лазание по канату. Опорный прыжок через козла. Эстафеты. Развитие
координационных способностей.
31. Беседа: Физическая культура общества и человека. Строевые упражнения.
Перелазание через гимнастического коня. Опорный прыжок через козла.
Развитие координационных способностей.
32. Беседа: Физическая культура личности. Строевые упражнения. Ходьба
приставными шагами по бревну. Перелазание через гимнастического коня.
Развитие координационных способностей.
33. Беседа: Ценностные ориентации физкультурной деятельности. Строевые
упражнения. Перелазание через гимнастического коня. Опорный прыжок
через козла способом ноги врозь.
34. Подведение итогов года. Учебная игра по упрощенным правилам волейбола.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

5

4. Содержание программы
Физкультурно-оздоровительная деятельность: комплексы физических упражнений для
утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений
осанки.
Спортивно-оздоровительная деятельность:
- Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение
основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!»,
«Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение
в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!»
и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на
пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с
помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из
упора присев назад и боком.
Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической
стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание попластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания
поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения
(стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной гимнастической скамейке;
упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя
ногами (с помощью).
- Легкая атлетика
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся
направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных
положений и с разным положением рук.
Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед
и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов
и спрыгивание с нее.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную
цель, в стену.
- Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору»,
«Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты»,
«Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через
холодный ручей» 2; игровые задания с использованием строевых упражнений типа:
«Становись — разойдись», «Смена мест».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»,
«Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро
по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Охотники и олени», «Встречная
эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире».
На материале спортивных игр:
Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне
головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за
головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: «Брось — поймай»,
«Выстрел в небо», «Охотники и утки».
- Общеразвивающие физические упражнения
на материале гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, подвижных и
спортивных игр: развитие гибкости, координации, быстроты, выносливости, силовых
способностей, формирование осанки.

6

5. Формирование универсальных учебных действий
У обучающихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
 Личностные универсальные учебные действия:
 Регулятивные универсальные учебные действия:
 Познавательные универсальные учебные действия:
 Коммуникативные универсальные учебные действия:
6. Планируемые результаты трех уровней
В результате освоения программы «Спортивные игры» учащиеся 1класса должны
знать:
 планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать
средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
 излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее
роль и значение в жизни человека;
 использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовленности человека;
уметь:
 измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития
(длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
 оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное
отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
 организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и
элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
 соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий
физической культурой;
 организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой
направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их
с заданной дозировкой нагрузки;
 характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
 выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на
высоком качественном уровне;
 выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в
игровой и соревновательной деятельности;
 выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных условиях.
В результате освоения программы «Спортивные игры» учащиеся 2класса должны
знать:
 в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
 подавать
строевые
команды,
вести
подсчёт
при
выполнении
общеразвивающих упражнений;
 находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия
разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
 выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом
техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
 выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в
игровой и соревновательной деятельности;
 применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условия.

7

уметь:
соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий
физической культурой;
 организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой
направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их
с заданной дозировкой нагрузки;
 характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
 выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на
высоком качественном уровне;
 выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в
игровой и соревновательной деятельности;
 выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных условиях.
В результате освоения программы «Спортивные игры» учащиеся 3-4 классов должны
знать:
 о физических упражнениях, их влияние на физическое развитие.
 о связи физической культуры с трудовой и военной деятельностью человека
 о физических качествах и общих правилах определения уровня их развития;
 о правилах проведения закаливающих процедур;
 об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для
формирования правильной осанки;
уметь:
 определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости);
 вести
наблюдения
за
физическим
развитием
и
физической
подготовленностью;
 выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
 выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
 выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого
мяча;
 выполнять комплексы упражнений для развития равновесия;
 измерять частоту сердечных сокращений;
 уметь играть в спортивные игры по упрощенным правилам.


7. Промежуточная аттестация учащихся 1-2 классов:
Челночный бег с предметом, многоскок, метание мяча в цель, подтягивание на
высокой и низкой перекладине, бег 30 метров, бег 250 метров.
8. Промежуточная аттестация учащихся 3-4 классов:
Челночный бег без предмета, метание мяча на дальность, подтягивание на высокой
и на низкой перекладине, бег 60 метров, бег 500 метров, прыжки в длину с разбега, бег
1000 метров.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».