Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учусь создавать проект» Направленность программы: Естественно-математическая Возраст учащихся: 6-11 лет Срок реализации программы: 4 года Авторы-составители: Устюжанина Л.Ю., Клюшева Э.В., Кварацхелия С.Н., Абрамова М.П., Морозова И.В., Стрижова Т.В. г. Саров 2020 Для успешного обучения в школе современному ученику нужно уметь ориентироваться в окружающей ситуации, самостоятельно выбирать вид и направление деятельности, определять свои интересы, планировать работу с целью реализации возможностей. Внимание к обозначенной проблеме вызвано еще тем, что в последние годы увеличилось количество учащихся, которые испытывают трудности в адаптации к образовательной среде, освоению школьных программ. Наблюдения за этими детьми и их диагностика показывают недостаточное развитие социальной сферы. Дети испытывают трудности в организации своего поведения, в усвоении школьных программ. В связи с этим возникает необходимость пересмотреть организацию обучающего пространства, с целью создания условий, содействующих формированию таких компетенций, которые бы способствовали развитию ребенка, его социализации. В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность ученику проявить себя в системе общественных отношений, способствуют формированию у него новой социальной позиции. В ходе занятий ученики приобретают навыки планирования и организации собственной деятельности, у них появляется возможность открыть и реализовать врожденные способности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектной деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-проектной деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Цель программы: создание условий для формирования навыка саморегуляции и самоопределения младшего школьника через организацию проектной деятельности. Задачи курса: 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: — умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; — способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; — формирование социально адекватных способов поведения. 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: — воспитание целеустремленности и настойчивости; — формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; — формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; — формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения. 4. Формирование умения решать творческие задачи. 5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Рабочая программа курса «Учусь создавать проект» для 1 - 4 классов составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект», включает элементы курса «Мир деятельности» Л.Г.Петерсон. «Учусь создавать проект» – курс, связанный, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. 2 Курс включает систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—11 лет. На изучение курса отводится 135 часов, по 1 занятию в неделю: 33 занятия в 1 классе и по 34 занятия во 2-4 классах. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: _ положительное отношение к проектной деятельности; _ широкая мотивационная основа проектной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; _ интерес к новому содержанию и новым способам познания; _ ориентация на понимание причин успеха в проектной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; _ способность к самооценке на основе критериев успешности проектной деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: _ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектной деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; _ выраженной познавательной мотивации; _ устойчивого интереса к новым способам познания; _ адекватного понимания причин успешности/неуспешности проектной деятельности; _ морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: _ принимать и сохранять учебную задачу; _ учитывать выделенные учителем ориентиры действия; _ планировать свои действия; _ осуществлять итоговый и пошаговый контроль; _ адекватно воспринимать оценку учителя; _ различать способ и результат действия; _ оценивать свои действия на уровне ретро-оценки; _ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; _ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: _ проявлять познавательную инициативу; _ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; _ преобразовывать практическую задачу в познавательную; _ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: 3 _ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; _ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; _ высказываться в устной и письменной формах; _ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; _ владеть основами смыслового чтения текста; _ анализировать объекты, выделять главное; _ осуществлять синтез (целое из частей); _ проводить сравнение, классификацию по разным критериям; _ устанавливать причинно-следственные связи; _ строить рассуждения об объекте; _ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); _ подводить под понятие; _ устанавливать аналогии; _ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; _ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться: _ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с проектной задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; _ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; _ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; _ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; _ оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; _ использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: _ допускать существование различных точек зрения; _ учитывать разные мнения, стремиться к координации; _ формулировать собственное мнение и позицию; _ договариваться, приходить к общему решению; _ соблюдать корректность в высказываниях; _ задавать вопросы по существу; _ использовать речь для регуляции своего действия; _ контролировать действия партнера; _ владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: _ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; _ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; _ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; 4 _ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; _ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; _ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей при изучении программы курса 1 класс Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу первого года обучения: Знать основную цель и результат деятельности, ее два основных этапа. Знать основные функции ученика и учителя. Знать правила поведения на занятии, уметь их применять. Знать роль семьи как помощника в учебе, уметь грамотно обратиться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего задания. Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие. Уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия. Уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений). Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу. Знать структуру первого этапа проектной деятельности (6 шагов: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения), приобрести опыт их осознанного прохождения. Знать простейшие правила работы в паре и в группе, уметь их применять. Знать основные приемы развития внимания, приобрести опыт их применения. Иметь представления о здоровье и семье как главных ценностях жизни, знать простейшие правила и приемы сохранения и поддержки своего здоровья в учебной деятельности, приобрести опыт их применения. Иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность; приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности. 2 класс Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу второго года обучения: Знать 12 шагов проектной деятельности, уметь при введении нового знания осознанно их проходить под руководством учителя (повторение необходимого; обобщение повторения; предъявление пробного учебного действия; выполнение пробного учебного действия; фиксирование своего затруднения; выявление причины своего затруднения; постановка цели; планирование действий и подбор средств; действия по плану; получение результата; применение нового знания; самоконтроль). Приобрести опыт самооценки под руководством учителя собственной учебной деятельности. Знать два этапа коррекционной деятельности, адаптивную структуру первого этапа (повторение необходимого; обобщение повторения; выполнение самостоятельной работы; проверка своей работы по образцу; проверка своей работы по подробному образцу и фиксация ошибок или их отсутствия; выявление причины своего затруднения; для учеников, не допустивших ошибок, переход на выполнение заданий более сложного уровня), уметь ее осуществлять, приобрести опыт самооценки под руководством учителя своей коррекционной деятельности. 5 Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений. Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения. Уметь формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения. Уметь определять средства для открытия нового знания. Уметь фиксировать результат открытия нового знания, составлять эталон. Знать алгоритм исправления ошибок, уметь его применять. Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки. Уметь осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок. Знать простейшие культурные правила управления своим настроением, мимикой и жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения. Знать правила поведения «автора» в совместной работе, приобрести опыт их применения. Знать правила поведения «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения. Знать алгоритм анализа, уметь его применять. Знать и принять на личностном уровне качества целеустремленность и самостоятельность. Принимать каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач. 3 класс Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу третьего года обучения: Знать уточненную структуру из 12 шагов проектной деятельности, уметь осознанно осуществлять данные шаги при введении нового знания под руководством учителя, приобрести опыт их самооценки. Знать алгоритм выявления места и причины затруднения в результате выполнения пробного действия, уметь его применять. Знать, что такое план, и понимать его отличительные признаки. Знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять. Знать алгоритм выявления места и причины затруднения при выполнении самостоятельной работы, уметь его применять. Знать алгоритм первичного применения нового знания, уметь его применять. Знать уточненную структуру коррекционной деятельности и адаптивную структуру второго этапа коррекционной деятельности из 6 шагов: постановка цели; продумывание плана; действия по плану (выполнение работы над ошибками); выполнение самостоятельной работы с проверкой по эталону; выполнение заданий повышенной сложности; анализ своей деятельности на уроке. Уметь под руководством учителя ее осуществлять и приобрести опыт самооценки. Знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять, приобрести опыт самооценки учебной деятельности. Знать правила успешного выступления, уметь их применять. Знать правила поведения «критика» в совместной работе, приобрести опыт их применения. Знать правила построения диалога, приобрести опыт их применения. Уметь строить диалог со сверстниками. Знать основные приемы развития памяти. Знать алгоритм сравнения объектов, приобрести опыт его применения. Знать алгоритм обобщения, приобрести опыт его применения. Знать, что такое модель, уметь использовать модели для фиксирования нового знания. Знать алгоритм наблюдения объектов, приобрести опыт его применения. Знать, какие бывают чувства, уметь определять свое эмоциональное состояние. Знать и принять на личностном уровне качество − веру в себя. 6 Знать и принять на личностном уровне ценность жизни – дружбу. 4 класс Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу четвертого года обучения: Знать уточненную структуру учебной (проектной) деятельности, уметь ее осознанно осуществлять при введении нового знания под руководством учителя и выполнять самооценку. Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под руководством учителя ее осознанно осуществлять и выполнять самооценку. Знать алгоритм самопроверки и исправления ошибок, уметь его применять. Знать структуру проектирования − цель, план, сроки, средства, способ, − приобрести опыт построения практико-ориентированных проектов. Уметь делать осознанный выбор в учебной деятельности и приобрести положительный опыт личностного самоопределения. Знать правила систематизации и включения нового знания в систему знаний. Знать алгоритм рефлексии и самооценки учебной деятельности, уметь соотносить результат учебной деятельности с целью, отвечать на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?». Знать признаки отличия спора и дискуссии, приобрести опыт ведения дискуссии. Знать функции «организатора», приобрести опыт их применения в совместной работе. Знать функции «арбитра» в совместной работе, приобрести опыт обращения к арбитру в ситуации, когда критериев для разрешения конфликтной ситуации недостаточно. Знать основные правила сотрудничества в командой работе, приобрести опыт работы в команде. Знать основные правила создания договоренности в совместной работе, приобрести опыт их применения. Знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для решения задач. Знать основные правила работы с текстом, уметь их применять. Знать алгоритм классификации, вывода по аналогии, уметь их выполнять. Приобрести опыт выявления своих сильных качеств и своих проблем как ученика и на этой основе приобрести первичный опыт построения программы саморазвития. Знать и принять на личностном уровне качества самокритичность и уважение к другим, приобрести опыт их успешного применения. Знать и принять на личностном уровне ценность жизни – саморазвитие. Знать свои сильные стороны как ученика, принять на личностном уровне ценностную диаграмму качеств ученика (4 класс). Содержание занятий Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией, поможет расширить кругозор и обогатить словарный запас новыми понятиями из мира проекта. Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики: 1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования. 2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения. 3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой. 7 4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта. 5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию. Тематическое планирование для 1 класса 33 занятия, 1 раз в неделю № занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22,23 24 25,26 27 28 29 30 31 32 33 Тема Кто я? Моя семья Чем я люблю заниматься. Хобби. Я ученик. Правила поведения О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта Как собирать материал? Твои помощники Проблема. Проблема. Решение проблемы Гипотеза. Предположение Гипотеза. Играем в предположения Цель проекта Задача проекта Выбор нужной информации Выбор нужной информации Интересные люди – твои помощники. Учимся дружно. Работа в парах Продукт проекта Виды продукта. Макет Визитка Как правильно составить визитку к проекту Как правильно составить визитку к проекту Мини-сообщение. Личностные качества ученика. Активность в учебной деятельности Выступление перед знакомой аудиторией Выступление перед знакомой аудиторией Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта Пробные выступления перед незнакомой аудиторией Повторение Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося-проектанта Твои впечатления от работы над проектами. Ярмарка достижений. Советы Мудрого дельфина. Часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 8 Тематическое планирование для 2 класса 34 занятия, 1 раз в неделю № занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тема Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями. Выбор помощников в работе над проектом. Этапы работы над проектом. Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность». Проблема. Решение проблемы. Выработка гипотезы-предположения. Цель проекта. Задачи проекта. Сбор информации для проекта. Знакомство с интересными людьми. Интервью. Обработка информации. Отбор значимой информации. Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка». Играем в ученых. Это интересно. Тест «Чему ты научился?» Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация». Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР. Программа МРР. Совмещение текста выступления с показом презентации. Совмещение текста выступления с показом презентации. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. Тест «Советы проектанту». Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ». Играем в ученых. Это интересно. Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности. Памятка жюри конкурсов. Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. Играем в ученых. Это интересно. Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта. Часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование для 3класса 34 занятия, 1 раз в неделю № Тема занятия 1 Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом. 2 Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Часов 1 1 9 Решение проблемы. 3 4 5, 6 7, 8 9 10 11, 12 13, 14, 15 16, 17 18, 19 20, 21 22, 23 24, 25 26, 27, 28 29, 30 31 32 33 34 Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации. Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование. Памятки. Составление памяток по теме проекта. Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере. Практическая работа. Создание мини-постера. Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм. Программа МРР. Анимации. Настройка анимации. Программа МРР. Дизайн. Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями. Требования к компьютерной презентации. Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР. Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту. 1 1 Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка. Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. Твои впечатления работы над проектом. Пожелания будущим проектантам. Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году. 2 2 2 1 1 2 3 2 2 2 2 2 3 1 1 1 1 Тематическое планирование для 4 класса 34 занятия, 1 раз в неделю № занятия 1 2 3 4 5, 6 7, 8 9, 10 11 12 13, 14 15 16 17 18 19 20, 21 22, 23 Тема Твои новые интересы и увлечения. Виды проектов. Исследовательско - творческий проект. Творческий проект. Ролево – игровой проект. Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой. Информационно – исследовательский проект. Практико – ориентированный проект. Практико – ориентированный проект. Монопредметный проект. Межпредметный проект. Виды презентационных проектов. Вид презентации проекта как отчёт участников проектной экспедиции. Вид презентации проекта в рамках научной конференции. Правильная подготовка презентации к проекту. Работа с памяткой при подготовке публичного выступления. Работа с памяткой по составлению списка используемой литературы во время работы над проектом. Часов 1 1 1 1 2 2 2 1 1 2 1 1 1 1 1 2 2 10 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Типичные ошибки проектантов. Критерии итогового оценивания. Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой. Программа МРР. Формирование умения работы с таблицей. Практическая работа. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. Использование ресурсов интернета при подготовке презентации. Программа MICROSOFTOFFICEWORD. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелания будущим проектантам. Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение курса Книгопечатная продукция Для обучающихся: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект» – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/ Дополнительная литература для обучающихся: 1. Большая Детская энциклопедия. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.159с. 2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC Для учителя: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/ Рекомендуемая литература для учителя: 1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с. 2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с. 3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с. 4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с. 5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7 Электронные образовательные ресурсы: 1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11) 2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11) Технические средства Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Компьютер Мультимедийный проектор. Интерактивная доска. Видеофильмы, соответствующие тематике программы. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы. 11