РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 1–4-х классов Срок реализации: 4 года Возрастная категория: 6 – 10 лет Педагоги 1-4 классов: Абрамова Е.Л. Абрамова М.П. Азарова О.Ф. Большакова В.В. Выскуб В.Н. Ермократьева Н.Н. Кварацхелия С.Н. Коваль Е.А. Корчуганова Н.Н. Мичурина Е.Б. Морозова И.В. Никанорова Н.Н. Николенко А.Ю. Пантелеева Т.И. Севцова Ю.В. Смирнова Т.И. Стрижова А.В. Стрижова Т.В. Сушко О.А. Устюжанина Л.Ю. Шишкина С.В. Саров 2022 Пояснительная записка Рабочая программа данного курса внеурочной деятельностиразработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании вРоссийской Федерации»; Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начальногообщего образования»; Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символовРоссийской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996р; СП 2.4.3648-20; основной образовательной программы Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. Основными задачи: воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей; совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений; повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса кизучению и сохранению истории и культуры родного края, России; развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективнойдеятельности; формирование культуры поведения в информационной среде. Курс предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год в каждом классе. Форма организации: дискуссионный клуб. Содержание курса внеурочной деятельности Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелейи деятелей культуры: День знаний Наша страна – Россия 165- лет со дня рождения К.Э. ЦиолковскогоДень музыки День пожилого человека День учителя День отца Международный день школьных библиотекДень народного единства Мы разные, мы вместе День матери Символы России Волонтеры День Героев Отечества День Конституции Тема Нового года. Семейные праздники и мечты Рождество День снятия блокады Ленинграда 160 лет со дня рождения К.С. СтаниславскогоДень Российской науки Россия и мир День защитника Отечества Международный женский день 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФи СССР С.В. Михалкова День воссоединения Крыма с РоссиейВсемирный день театра День космонавтики. Мы – первые Память о геноциде советского народа нацистами и их пособникамиДень Земли День Труда День Победы. Бессмертный полк День детских общественных организацийРоссия – страна возможностей 3 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельностиЛичностные результаты: становление ценностного отношения к своей Родине – России; осознание своей этнокультурной и российской гражданскойидентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны иродного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих вред природе. Метапредметные результаты 1) базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту,делать выводы; 2) базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работникомвопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основерезультатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 3) работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике - 4 информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, -родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поискеинформации в интернете; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативнымидействиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правилаведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументировано высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) ктексту выступления; 2) совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальныес учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуациина основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждатьпроцесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенныеобразцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получениярезультата; выстраивать последовательность выбранных действий; 2) самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Предметные результаты Сформировано представление: о политическом устройстве Российского государства, его институтах,их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских 5 ценностях; символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъектаРоссийской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России; народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории Россиии ее народов; религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач,рекламы; нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда изначении творчества в жизни человека и общества; роли знаний, науки, современного производства в жизни человека иобщества; единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического(здоровья семьи и школьного коллектива); влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека; важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; активной роли человека в природе. Сформировано ценностное отношение: к русскому языку как государственному, языку межнациональногообщения; своему национальному языку и культуре; семье и семейным традициям; учебе, труду и творчеству; своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей),членов своей семьи, педагогов, сверстников; природе и всем формам жизни. Сформирован интерес: к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.; общественным явлениям, понимать активную роль человека вобществе; государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России,в жизни родного города; природе, природным явлениям и формам жизни; художественному творчеству. Сформированы умения: устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке; проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому; соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе; распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости,оскорбительным словам и действиям. 6 Тематическое планирование1–2-е классы № Тема занятия Форма проведения занятия Сентябрь 1 День знаний. Викторина Зачем человеку знания? 2 Что мы Родиной Работа с зовем? интерактивной картой 3 Мечтаю летать Работа с интерактивными карточками 4 Я хочу увидеть Музыкальный конкурс музыку талантов Октябрь 5 О наших бабушках и дедушках 6 Мой первый учитель 7 День отца Часы ЦОР/ЭОР Дата 1 schoolcollection.edu.r u/collection/ 05.09 1 edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm 12.09 1 1 Семейные истории 1 Групповая работа 1 Творческая мастерская 1 apkpro.ru/razgo vory-ovazhnom/ schoolcollection.edu.r u/collection/ 19.09 26.09 03.10 10.10 edsoo.ru/Metod icheskie_video 17.10 uroki.htm 8 Я и моя семья Ноябрь 9 День народного единства 10 Память времен 11 День матери 12 Что такое герб? Строим семейное древо 1 Работа с интерактивной картой Викторина Творческая мастерская Работа с интерактивными карточками 1 24.10 apkpro.ru/razgo vory-ovazhnom/ 1 1 1 schoolcollection.edu.r u/collection/ edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm 08.11. 14.11 21.11 28.11 apkpro.ru/razgo vory-ovazhnom/ Декабрь 13 Доброта – дорога к миру Герои 14 Отечества Мультконцерт 1 Работа с галереей героев 1 7 schoolcollection.edu.r u/collection/ 05.12 12.12 разных исторических эпох День Конституции Умеем ли мы 16 мечтать? Январь 17 Светлый праздник Рождества Ленинград в 18 дни блокады Кто такие 19 скоморохи? 15 edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm Эвристическая беседа 1 Конкурс рисунков 1 Творческая работа: елочная игрушка 1 Работа с книжным текстом Интерактивные карточки 1 1 apkpro.ru/razgo vory-o- vazhnom/ 09.12 26.12 schoolcollection.edu.r u/collection/ 16.01 23.01 edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm 30.01 apkpro.ru/razgo vory-ovazhnom/ Февраль 20 Российские Кулибины 21 Россия и мир Есть такая 22 профессия – Родину защищать Викторина 1 Викторина Обсуждение фильма о войне 1 1 schoolcollection.edu.r u/collection/ edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm 13.02 20.02 27.02 apkpro.ru/razgo vory-ovazhnom/ Март 23 Поговорим о наших мамах 24 Что такое гимн? 25 26 Путешествие по Крыму Я иду … в театр Творческая работа: рисунок Работа с книжным текстом Виртуальная экскурсия Чтение по ролям 1 1 1 1 schoolcollection.edu.r u/collection/ 06.03 edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm 20.03 13.03 27.03 apkpro.ru/razgo vory-ovazhnom/ Апрель 27 О жизни и Обсуждение фильма 8 1 school- 03.04 28 29 30 подвиге Юрия Гагарина Память прошлого Заповедники России День труда. Герои мирной жизни Май 31 Дети – герои Великой Отечественной войны День детских 32 общественных организаций 33 Мои увлечения «Гагарин. Первый в космосе» Конкурс стихов collection.edu.r u/collection/ 1 edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm 10.04 Виртуальная экскурсия Беседа с ветеранами труда 1 1 apkpro.ru/razgo vory-ovazhnom/ 24.04 Встреча с ветеранами 1 schoolcollection.edu.r u/collection/ 15.05 Работа с видеоматериалами 1 edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm 22.05 Творческий конкурс 1 Тематическое планирование 3–4-е классы № Тема занятия Форма проведения занятия Сентябрь 1 День знаний. Образовательный квиз Рекорды России 2 От поколения к Беседа поколению: любовь россиян к Родине 3 Мечтаю летать Работа с интерактивными карточками 4 Я хочу Музыкальный конкурс услышать талантов музыку Октябрь 5 О наших Семейные истории бабушках и дедушках 6 Яснополянская Работа с текстом 9 apkpro.ru/razgo vory-ovazhnom/ 17.04 29.05 Часы ЦОР/ЭОР Дата 1 schoolcollection.edu.r u/collection/ 05.09 1 12.09 edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm 1 1 1 1 19.09 apkpro.ru/razg ovory-ovazhnom/ schoolcollection.edu.r u/collection/ 26.09 03.10 10.10 7 8 школа и ее учитель День отца Петр и Феврония Муромские Ноябрь 9 День народного единства 10 Память времен 11 12 День матери Герб России и Москвы. Легенда о Георгии Победоносце Декабрь 13 Один час моей жизни. Что я могу сделать для других? 14 Герои Отечества разных исторических эпох 15 День Конституции 16 О чем мы мечтаем? Январь 17 Светлый праздник Рождества 18 Ленинград в дни блокады 19 Рождение московского Творческая мастерская Работа с иллюстрациями 1 1 Работа с интерактивной картой Групповое обсуждение Творческая мастерская Работа с видеорядом 1 1 1 1 edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm apkpro.ru/razg ovory-ovazhnom/ schoolcollection.edu.r u/collection/ edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm 17.10 24.10 08.11. 14.11 21.11 28.11 apkpro.ru/razg ovory-ovazhnom/ Групповое обсуждение 1 Работа с Галереей героев 1 edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm 12.12 Эвристическая беседа 1 apkpro.ru/razg ovory-ovazhnom/ 09.12 Конкурс стихов 1 Пишем письмо Дедушке Морозу 1 schoolcollection.edu.r u/collection/ 16.01 Работа с книжным текстом Виртуальная экскурсия 1 edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm 23.01 художественного театра 1 schoolcollection.edu.r u/collection/ 26.12 apkpro.ru/razg ovory-ovazhnom/ Февраль 10 05.12 30.01 20 21 22 День российской науки Россия и мир Есть такая профессия – Родину защищать Викторина 1 Викторина Литературная гостиная: конкурс стихов 1 1 schoolcollection.edu.r u/collection/ edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm 13.02 20.02 27.02 apkpro.ru/razg ovory-ovazhnom/ Март 23 8 Марта – женский праздник 24 Гимн России 25 26 Путешествие по Крыму Я иду … в театр Апрель 27 День космонавтики 28 Память прошлого 29 «Дом для дикой природы»: история создания 30 День труда. Мужественные профессии Май 31 Дорогами нашей Победы 32 День детских общественных организаций Творческий флешмоб 1 Работа с книжным текстом Виртуальная экскурсия Чтение по ролям 1 Обсуждение фильма «Время Первых» Конкурс стихов 1 Работа с видеоматериалами 1 1 1 1 Беседа с ветеранами труда 1 Встреча с ветеранами 1 Работа с видеоматериалами 1 schoolcollection.edu.r u/collection/ 13.03 edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm apkpro.ru/razg ovory-ovazhnom/ schoolcollection.edu.r u/collection/ edsoo.ru/Metod icheskie_video uroki.htm apkpro.ru/razg ovory-ovazhnom/ schoolcollection.edu.r u/collection/ edsoo.ru/Metod 11 06.03 20.03 27.03 03.04 10.04 17.04 24.04 15.05 22.05 33 Мои увлечения Творческий конкурс 1 icheskie_video uroki.htm apkpro.ru/razg ovory-ovazhnom/ Информационные ресурсы Ссылка на портал, ктп по датам (каждый понедельник) уроков «Разговоры о важном»: https://razgovor.edsoo.ru/. Материалы по всем урокам «Разговоры о важном» также доступны для скачивания по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/fB2r6XxbLob4yQ 12 29.05