МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Департамент образования Администрации города Сарова Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования» города Сарова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для 2 класса начального общего образования на 2024-2025 учебный год Составитель: Пантелеева Т.И., учитель начальных классов Саров 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Математика» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания. В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей: — Освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий. — Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события). — Обеспечение математического развития младшего школьника формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.). — Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни. В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника: — понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.); — математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы); — владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить предположения). Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни - возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема). В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы. На изучение математики во 2 классе начальной школы отводится 5 часов в неделю, всего 170 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основное содержание обучения в примерной программе курса математики «Учусь учиться» Л.Г.Петерсон представлено разделами, которые в полной мере обеспечивают разделы примерной рабочей программы (ФГОС): «Числа и арифметические действия с ними», «Величины и зависимости между ними» («Числа и величины», «Арифметические действия»), «Текстовые задачи», «Геометрические величины» («Пространственные отношения и геометрические фигуры и величины»), «Алгебраические представления», «Математический язык и элементы логики», «Работа с информацией и анализ данных» («Математическая информация»). Числа и арифметические действия с ними Числа в пределах 100. Сотня. Счет сотнями. Наглядное изображение сотен. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание «круглых сотен» (чисел с нулями на конце, выражающих целое число сотен). Счет сотнями, десятками и единицами. Наглядное изображение трехзначных чисел. Чтение, запись, упорядочивание и сравнение трехзначных чисел, их представление в виде суммы сотен, десятков и единиц (десятичный состав). Сравнение, сложение и вычитание трехзначных чисел. Аналогия между десятичной системой записи трехзначных чисел и десятичной системой мер. Запись равенства, неравенства. Увеличение/уменьшение числа на несколько единиц/десятков; разностное сравнение чисел. Неизвестный компонент действия сложения, действия вычитания; его нахождение. Приемы устного сложения и вычитания чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд. Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Запись сложения и вычитания двузначных чисел «в столбик». Переместительное, сочетательное свойства сложения, их применение для вычислений. Взаимосвязь компонентов и результата действия сложения, действия вычитания. Проверка результата вычисления (реальность ответа, обратное действие). Вычитание суммы из числа. Вычитание числа из суммы. Умножение и деление натуральных чисел. Знаки умножения и деления (· , :). Действия умножения и деления чисел в практических и учебных ситуациях. Названия компонентов действий умножения, деления. Графическая интерпретация умножения и деления. Связь между умножением и делением. Проверка умножения и деления. Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. Связь между компонентами и результатами умножения и деления. Кратное сравнение чисел (больше в ..., меньше в ...). Делители и кратные. Частные случаи умножения и деления с 0 и 1. Невозможность деления на 0. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих умножение и деление (со скобками и без них). Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь компонентов и результата действия умножения, действия деления. Табличные случаи умножения, деления при вычислениях и решении задач. Таблица умножения. Табличное умножение и деление чисел в пределах 50. Числовое выражение: чтение, запись, вычисление значения. Порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (со скобками/без скобок) в пределах 100 (до трех и более действий); нахождение его значения. Рациональные приемы вычислений: использование переместительного и сочетательного свойства. Распределительное свойство умножения. Правило деления суммы на число. Внетабличное умножение и деление. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Деление с остатком с помощью моделей. Компоненты деления с остатком, взаимосвязь между ними. Алгоритм деления с остатком. Проверка деления с остатком. Тысяча, ее графическое изображение. Сложение и вычитание в пределах 1000. Устное сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Текстовые задачи Чтение, анализ задачи, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой модели, планирование и реализация решения. План решения задачи в два действия, выбор соответствующих плану арифметических действий. Запись решения и ответа задачи. Решение текстовых задач на применение смысла арифметического действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Расчетные задачи на увеличение/уменьшение величины на несколько единиц/в несколько раз. Фиксация ответа к задаче и его проверка (формулирование, проверка на достоверность, следование плану, соответствие поставленному вопросу). Простые задачи на смысл умножения и деления (на равные части и по содержанию), их краткая запись с помощью таблиц. Задачи на кратное сравнение (содержащие отношения «больше (меньше) в…»). Взаимно обратные задачи. Задачи на нахождение «задуманного числа». Составные задачи в 2–4 действия на все арифметические действия в пределах 1000. Задачи с буквенными данными. Задачи на вычисление длины ломаной; периметра треугольника и четырехугольника; площади и периметра прямоугольника и квадрата. Сложение и вычитание изученных величин при решении задач. Пространственные отношения и геометрические фигуры Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, луч, отрезок, прямой угол, ломаная, многоугольник. Параллельные и пересекающиеся прямые. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки. Плоскость. Угол. Прямой, острый и тупой углы. Перпендикулярные прямые. Прямоугольник. Квадрат. Свойства сторон и углов прямоугольника и квадрата. Построение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданными длинами сторон, квадрата с заданной длиной стороны. Длина ломаной. Измерение периметра данного/изображенного прямоугольника (квадрата), запись результата измерения в сантиметрах. Прямоугольный параллелепипед, куб. Круг и окружность, их центр, радиус, диаметр. Циркуль. Вычерчивание узоров из окружностей с помощью циркуля. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Пересечение геометрических фигур. Единицы длины: миллиметр, километр. Периметр прямоугольника и квадрата. Площадь геометрической фигуры. Непосредственное сравнение фигур по площади. Измерение площади. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними. Площадь прямоугольника. Площадь квадрата. Площади фигур, составленных из прямоугольников и квадратов. Объем геометрической фигуры. Единицы объема (кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр) и соотношения между ними. Объем прямоугольного параллелепипеда, объем куба. Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных геометрических величин. Величины и зависимости между ними Величины: сравнение по массе (единица массы — килограмм); измерение длины (единицы длины — метр, дециметр, сантиметр, миллиметр). Соотношение между единицами величины (в пределах 100), его примене ние для решения практических задач. Зависимость результата измерения от выбора мерки. Сложение и вычитание величин. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Единицы времени (минута, час, сутки) и соотношения между ними. Определение времени по часам. Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонентами и результатами умножения и деления. Формула площади прямоугольника: S = a · b. Формула объема прямоугольного параллелепипеда: V = (a · b) · c. Алгебраические представления Чтение и запись числовых и буквенных выражений, содержащих действия сложения, вычитания, умножения и деления (со скобками и без скобок). Вычисление значений простейших буквенных выражений при заданных значениях букв. Запись взаимосвязи между умножением и делением с помощью бук- венных равенств вида а · b = с, b · а = с, с : а = b, с : b = a. Обобщенная запись свойств 0 и 1 с помощью буквенных формул: а · 1 = 1 · а = а; а · 0 = 0 · а = 0; а : 1 = а; 0 : а = 0 и др. Обобщенная запись свойств арифметических действий с помощью буквенных формул: а + b = b + а — переместительное свойство сложения, (а + b) + с = а + (b + с) — сочетательное свойство сложения, а · b = b · а — переместительное свойство умножения, (а · b) · с = а · (b · с) — сочетательное свойство умножения, (а + b) · с = а · с + b · с — распределительное свойство умножения (умножение суммы на число), (а + b) – с = (а – с) + b = а + (b – с) — вычитание числа из суммы, а – (b + с) = а – b – с — вычитание суммы из числа, (а + b) : с = а : с + b : с — деление суммы на число и др. Уравнения вида а · х = b, а : х = b, x : a = b, решаемые на основе графической модели (прямоугольник). Комментирование решения уравнений. Математический язык и элементы логики Знакомство со знаками умножения и деления, скобками, способами изображения и обозначения прямой, луча, угла, квадрата, прямоугольника, окружности и круга, их радиуса, диаметра, центра. Определение истинности и ложности высказываний. Построение простейших высказываний вида «верно/неверно, что...», «не», «если..., то...». Построение способов решения текстовых задач. Знакомство с задачами логического характера и способами их решения. Работа с информацией и анализ данных Нахождение, формулирование одного-двух общих признаков набора математических объектов: чисел, величин, геометрических фигур. Классификация объектов по заданному или самостоятельно установленному признаку. Закономерность в ряду чисел, геометрических фигур, объектов повседневной жизни. Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, содержащие количественные, пространственные отношения, зависимости между числами/величинами. Конструирование утверждений с использованием слов «каждый», «все». Чтение и заполнение таблицы. Анализ данных таблицы. Работа с таблицами: извлечение и использование для ответа на вопрос информации, представленной в таблице (таблицы сложения, умножения; график дежурств, наблюдения в природе и пр.). Внесение данных в таблицу, дополнение моделей (схем, изображений) готовыми числовыми данными. Составление последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур и др. по заданному правилу. Упорядоченный перебор вариантов. Сети линий. Пути. Дерево возможностей. Операция. Объект и результат операции. Операции над предметами, фигурами, числами. Прямые и обратные операции. Отыскание неизвестных: объекта операции, выполняемой операции, результата операции. Программа действий. Алгоритм. Линейные, разветвленные и циклические алгоритмы. Составление, запись и выполнение алгоритмов различных видов. Алгоритмы (приемы, правила) устных и письменных вычислений, измерений и построения геометрических фигур. Правила работы с электронными средствами обучения (электронной формой учебника, компьютерными тренажерами). Сбор и представление информации в справочниках, энциклопедиях, интернет-источниках о продолжительности жизни различных животных и растений, их размерах, составление по полученным данным задач на все четыре арифметических действия, выбор лучших задач и составление «Задачника класса». Обобщение и систематизация знаний, изученных во 2 классе. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение математики во 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Универсальные познавательные учебные действия: — наблюдать математические отношения (часть-целое, больше-меньше) в окружающем мире; — характеризовать назначение и использовать простейшие измерительные приборы (сантиметровая лента, весы); — сравнивать группы объектов (чисел, величин, геометрических фигур) по самостоятельно выбранному основанию; — распределять (классифицировать) объекты (числа, величины, геометрические фигуры, текстовые задачи в одно действие) на группы; — обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире; вести поиск различных решений задачи (расчётной, с геометрическим содержанием); — воспроизводить порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (со скобками/без скобок); — устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым описанием; — подбирать примеры, подтверждающие суждение, вывод, ответ. Работа с информацией: — извлекать и использовать информацию, представленную в текстовой, графической (рисунок, схема, таблица) форме, заполнять таблицы; — устанавливать логику перебора вариантов для решения простейших комбинаторных задач; — дополнять модели (схемы, изображения) готовыми числовыми данными. Универсальные коммуникативные учебные действия: — комментировать ход вычислений; объяснять выбор величины, соответствующей ситуации измерения; — составлять текстовую задачу с заданным отношением (готовым решением) по образцу; — использовать математические знаки и терминологию для описания сюжетной ситуации; — конструирования утверждений, выводов относительно данных объектов, отношения; — называть числа, величины, геометрические фигуры, обладающие заданным свойством; — записывать, читать число, числовое выражение; — приводить примеры, иллюстрирующие смысл арифметического действия; — конструировать утверждения с использованием слов «каждый», «все». Универсальные регулятивные учебные действия: — следовать установленному правилу, по которому составлен ряд чисел, величин, геометрических фигур; — организовывать, участвовать, контролировать ход и результат парной работы с математическим материалом; — проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия, обратного действия; — находить с помощью учителя причину возникшей ошибки и трудности. Совместная деятельность: — принимать правила совместной деятельности при работе в парах, группах, составленных учителем или самостоятельно; — участвовать в парной и групповой работе с математическим материалом: обсуждать цель деятельности, ход работы, комментировать свои действия, выслушивать мнения других участников, готовить презентацию (устное выступление) решения или ответа; — решать совместно математические задачи поискового и творческого характера (определять с помощью измерительных инструментов длину, определять время и продолжительность с помощью часов; — выполнять прикидку и оценку результата действий, измерений); — совместно с учителем оценивать результаты выполнения общей работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: — читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100; — находить число большее/меньшее данного числа на заданное число (в пределах 100); большее данного числа в заданное число раз (в пределах 20); — устанавливать и соблюдать порядок при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения и вычитания в пределах 100; — выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах 100 устно и письменно; умножение и деление в пределах 50 с использованием таблицы умножения; — называть и различать компоненты действий умножения (множители, произведение); деления (делимое, делитель, частное); — находить неизвестный компонент сложения, вычитания; использовать при выполнении практических заданий единицы величин длины (сантиметр, дециметр, метр), массы (килограмм), времени (минута, час); стоимости (рубль, копейка); преобразовывать одни единицы данных величин в другие; — определять с помощью измерительных инструментов длину; определять время с помощью часов; выполнять прикидку и оценку результата измерений; сравнивать величины длины, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше на»; — решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись, рисунок, таблица или другая модель); — планировать ход решения текстовой задачи в два действия, оформлять его в виде арифметического действия/действий, записывать ответ; — различать и называть геометрические фигуры: прямой угол; ломаную, многоугольник; — выделять среди четырехугольников прямоугольники, квадраты; — на бумаге в клетку изображать ломаную, многоугольник; чертить прямой угол, прямоугольник с заданными длинами сторон; — использовать для выполнения построений линейку, угольник; — выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки; находить длину ломаной, состоящей из двух-трёх звеньев, периметр прямоугольника (квадрата); — распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами «все», «каждый»; — проводить одно-двухшаговые логические рассуждения и делать выводы; — находить общий признак группы математических объектов (чисел, величин, геометрических фигур); — находить закономерность в ряду объектов (чисел, геометрических фигур); — представлять информацию в заданной форме: дополнять текст задачи числами, заполнять строку/столбец таблицы, указывать числовые данные на рисунке (изображении геометрических фигур); — сравнивать группы объектов (находить общее, различное); — обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире; подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ; — составлять (дополнять) текстовую задачу; — проверять правильность вычислений. Количество часов все контр практ го ольны ическ е ие работ работ ы ы Электр онные (цифро вые) образо ватель ные ресурс ы 4 0 0 1.2 Запись равенства, неравенства. Увеличение/уменьшение числа на 4 . несколько единиц/десятков; разностное сравнение чисел. 0 0 0 0 1 0 0 0 http://www. school.edu.r u http://www. school.edu.r u http://www. school.edu.r http://www. uschool.edu.r http://www. uschool.edu.r u 4 0 0 http://www. mon.gov.ru 6 0 0 4 0 4 1 18 1 0 http://www. mon.gov.ru http://www. mon.gov.ru http://www. mon.gov.ru № п / п ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Наименование разделов и тем программы Раздел 1. Числа 1.1 Числа в пределах 100: чтение, запись, десятичный состав, . сравнение. 1.3 . 1.4 . 1.5 . Чётные и нечётные числа. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Работа с математической терминологией (однозначное, двузначное, чётное-нечётное число; число и цифра; компоненты арифметического действия, их название) 3 4 3 Итого по разделу Раздел 2. Величины 2.1 Работа с величинами: сравнение по массе (единица массы — . килограмм); измерение длины (единицы длины — метр, дециметр, сантиметр, миллиметр), времени (единицы времени — час, минута). 2.2 Соотношения между единицами величины (в пределах 100), . решение практических задач. 2.3 Измерение величин. . Сравнение и упорядочение однородных величин. 2.4 . Итого по разделу Раздел 3. Арифметические действия 3.1 Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и . с переходом через разряд. 18 6 0 0 3.2 Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100. . Переместительное, сочетательное свойства сложения, их применение для вычислений. 3.3 Взаимосвязь компонентов и результата действия сложения, . действия вычитания. Проверка результата вычисления ответа, обратное действие). 3.4 (реальность Действия умножения и деления чисел. Взаимосвязь . сложения и умножения. Иллюстрация умножения с помощью предметной модели сюжетной ситуации. 5 0 0 5 0 0 5 0 0 3.5 Названия компонентов действий умножения, деления. . Табличное умножение в пределах 50. Табличные случаи 3.6 . умножения, деления при вычислениях и решении задач. 5 5 0 1 0 0 3.7 Умножение на 1, на 0 (по правилу). . 3.8 Переместительное свойство умножения. . 5 0 0 5 0 0 http://www.p ortalschool.r u http://www.p ortalschool.r u http://www.p ortalschool.r u http://www.p ortalschool.r u http://www.p ortalschool.r http://www.p u ortalschool.r u http://www.p ortalschool.r http://www.p u ortalschool.r u 3.9 Взаимосвязь компонентов и результата действия умножения, . действия деления. 4 0 0 3.1 Неизвестный компонент действия сложения, действия вычитания; 4 0. его нахождение. 0 0 http://www.p ortalschool.r u http://www.p ortalschool.r u 3.1 Числовое выражение: чтение, запись, вычисление 1. значения. Порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания (со скобками/без скобок) в пределах 100 (не более трёх действий); нахождение его значения. 4 0 0 http://www.p ortalschool.r u 3.1 Вычитание суммы из числа, числа из суммы. 2 Вычисление суммы, разности удобным способом. 3.1 3. Итого по разделу Раздел 4. Текстовые задачи 4.1 Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или . другой модели. 4.2 План решения задачи в два действия, выбор соответствующих . плану арифметических действий. Запись решения и ответа задачи. 4 1 4 0 61 0 0 http://www.p ortalschool.r http://www.p u ortalschool.r u 4 0 0 4 0 0 http://www.p ortalschool.r u http://www. mon.gov.ru 4.3 Решение текстовых задач на применение смысла арифметического 5 . действия (сложение, вычитание, умножение, деление). 0 0 4.4 Расчётные задачи на увеличение/ уменьшение величины на . несколько единиц/ в несколько раз. 5 1 0 4.5 Фиксация ответа к задаче и его проверка (формулирование, . проверка на достоверность, следование плану, соответствие поставленному вопросу). 4 0 0 Итого по разделу Раздел 5. Пространственные отношения и геометрические фигуры 5.1 Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, . прямая, прямой угол, ломаная, многоугольник. 22 4 0 0 http://www. mon.gov.ru 5.2 Построение отрезка заданной длины с помощью линейки. . Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданными 5.3 . длинами сторон, квадрата с заданной длиной стороны. 4 5 0 0 0 1 Длина ломаной. 4 0 0 Измерение периметра данного/ изображённого прямоугольника (квадрата), запись результата измерения в сантиметрах. Точка, конец отрезка, вершина многоугольника. Обозначение точки буквой латинского алфавита. 5 1 0 4 0 0 Итого по разделу 26 Раздел 6. Математическая информация 1 0 6.1 Нахождение, формулирование одного-двух общих признаков . набора математических объектов: чисел, величин, геометрических фигур. 0 6.2 Классификация объектов по заданному или самостоятельно . установленному основанию. 2 0 0 6.3 Закономерность в ряду чисел, геометрических фигур, . объектов повседневной жизни: её объяснение с использованием математической терминологии 1 0 0 6.4 Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, . содержащие количественные, пространственные отношения, зависимости между числами/величинами. 2 0 0 6.5 Конструирование утверждений с использованием слов «каждый», 2 . «все». 0 0 http://www. mon.gov.ru http:// fcior.e du.ru, http:// http:// fcior.e eor.ed http://www. du.ru, u.ru mon.gov.ru http:// http:// eor.ed fcior.e u.ru du.ru, http:// eor.ed http:// u.ru fcior.e du.ru, http:// http:// eor.ed fcior.e u.ru du.ru, http:// http:// fcior.e eor.ed du.ru, u.ru http:// http:// eor.ed fcior.e u.ru du.ru, http:// http://www.p eor.ed ortalschool.r u.ru u 5.4 . 5.5 . 5.6 . http://www.p ortalschool.r u http://www.p ortalschool.r u http://www. mon.gov.ru 6.6 Работа с таблицами: извлечение и использование для . ответа на вопрос информации, представленной в таблице (таблицы сложения, умножения; график дежурств, наблюдения в природе и пр.); внесение данных в таблицу. 2 0 0 http://www.p ortalschool.r u 6.7 Дополнение моделей (схем, изображений) готовыми числовыми . данными. 1 1 0 6. Правило составления ряда чисел, величин, геометрических фигур 1 8 (формулирование правила, проверка правила, дополнение ряда). 0 0 6.9 Алгоритмы (приёмы, правила) устных и письменных вычислений, 2 . измерений и построения геометрических фигур. 0 0 http://www.p ortalschool.r u http://www.p ortalschool.r u http://www.p 6.1 Правила работы с электронными средствами обучения 0 Итого по разделу: Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 0 1 10 9 1 15 10 170 ortalschool.r u http://www.p ortalschool.r u УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Математика (в 3 частях). 2 класс /Петерсон Л.Г., ООО «БИНОМ. Лаборатория знаний»; АО «Издательство Просвещение» ; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Математика. 1-4 классы (система «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон). Примерная рабочая программа ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://www.school.edu. ru http://www.portalschoo l.ru Итоговая контрольная работа 2 класс Цель: проверить, как у учащихся сформированы вычислительные навыки, умения сравнивать выражения, решать уравнения, соотносить различные меры длины, решать текстовые задачи, выполнять необходимые чертежи, проверить знание таблицы умножения. Критерии оценивания: «5» – работа выполнена без ошибок; «4» – 1 ошибка или 1 -3 недочета, при этом ошибок не должно быть в задаче; «3» – 2-3 ошибки или 3 -4 недочета, при этом ход решения задачи должен быть верным; «2» – 5 и более ошибок. 1. Соедини выражения с одинаковым значением 6∙2 5∙4 3∙6 2∙8 82 - 66 2∙9 97 – 77 74 – 62 2. Вычисли столбиком 134 + 329 217 – 154 329 + 172 541 – 278 3. Вырази: 70 см = ….дм 56 см = …дм…см4 м = …..см 9 дм 2 см = ….см 4. Сравни. 61 …..16 1 ч ……30 мин 52 + 18……34 + 38 80 – 20…..80 – 2 5. Реши задачу. В одной бочке было 40 вѐдер воды, а в другой – в 2 раза меньше. Скольковсего вѐдер воды было в двух бочках? 6. Реши уравнения 38 + х = 72 Начерти квадрат, периметр которого равен 16 см х – 31 = 45